Без геотекстиля сегодня не обходятся работы по строительству дорог, аэродромов и зданий, а также дренажные и садово-дачные работы. Изначально материал применялся только лишь для предотвращения смешивания разных слоев веществ – сегодня геотекстиль также широко используется для дренажа и армирования. Это влагостойкий, прочный, устойчивый к гниению и агрессивным средам материал, который сегодня выпускается в широком ассортименте. Геотекстиль отличается, главным образом, по прочности, технологии производства и типу используемого для его изготовления материала, отчего во многом зависят его свойства и сфера применения. Как выбрать геотекстиль для дренажа, ландшафтных работ или обустройства дорожек? Какие виды геотекстиля существуют, и какие производители предлагают действительно качественную продукцию? Разбираемся со всеми нюансами правильной покупки.
Геотекстиль, один из видов геосинтетика, производят из синтетического сырья, часто используют полиэфирные и полипропиленовые нити, другие полимеры и стекловолокно. От исходного сырья зависит способ производства геотекстиля и, следовательно, основные качества готового материала и сфера его применения.
Самый прочный геотекстиль получается из полиэфирных и полипропиленовых нитей. Также в продаже можно найти материал из смесовых нитей, при производстве которого используют отходы текстильной промышленности. Если были примешаны нити хлопка или шерсти, то для дренажных работ такой материал не особо подходит, так как быстро изнашивается, а для садовых и ландшафтных работ – подойдет вполне. Если же производитель использовал стеклянные включения, то прочность такого геотекстиля будет на высоте.
По способу производства геотекстиль делят на такие виды:
Геотекстиль делят на две группы:
Геоткань изготавливают вязально-прошивным способом. Нити разной прочности (толщиной 1-3 мм) переплетают под прямым углом, что позволяет добиваться прочности и эластичности, но итоговая прочность напрямую зависит от плотности волокон и расстояния между ними. Геоткань получается эластичной, прочной на разрыв (выдерживает до 1000 кН/м2) и с низким показателем водопроницаемости. Ее используют для армирования и повышения несущих способностей грунта при возведении дорог, аэродромов, полигонов твердых бытовых отходов, а также при организации крутых откосов, в гражданском строительстве и ландшафтном дизайне.
Геополотно – нетканый материал, который производят иглопробивным или термоскрепленным способом из полиэфирных, вискозных, полиамидных, полипропиленовых или других полимерных волокон. Такому материалу свойственна невысокая прочность, но приличная эластичность и водопроницаемость, поэтому геополотно повсеместно используют для организации дренажа, фильтрации и в качестве разделителя между разными слоями.
Плотность – это важнейший параметр геотекстиля, от которого зависит степень эластичности и водопроницаемости. Выбирают плотность, исходя из типа почвы и целей выполняемых работ:
В частном строительстве нет смысла использовать дорогой плотный материал – универсальным называют геотекстиль плотностью в 200 г/м2, которым и дренажную систему можно организовать, и большинство ландшафтных работ выполнить. В условиях нестабильных грунтов дренаж рекомендуют выполнять геотекстилем полностью 300 г/м2, а несложные ландшафтные работы можно произвести материалом с плотностью 100 г/м2.
Геотекстиль выпускается в рулонах шириной от 2 до 5,2 м с намоткой материала от 30 до 130 погонных метра. Выбирать следует, отталкиваясь от масштабности проводимых работ, чтобы оставалось как можно меньше отходов. Упаковывают рулоны в черную полиэтиленовую пленку с защитой от ультрафиолетовых лучей – ее целостность крайне важна.
Когда загородный дом находится в низине, районе высокого залегания грунтовых вод или в непосредственной близости от природного водоема, необходимо защищать территорию от негативного воздействия сезонного поднятия уровня грунтовых вод. Они могут привести к вымыванию почвы из-под фундамента и образованию пустот, что грозит катастрофическими последствиями. Кроме того, повышенный уровень влажности почвы может навредить некоторым плодовым деревьям и декоративным кустарникам. Чтобы предотвратить подобный исход, необходимо обустройство дренажной системы, в которой геотекстилю отводится важнейшее место.
Дренажная система состоит из труб и накопительного колодца. Дренажные трубы размещают в слое гравия, который может постепенно заиливаться грунтом и проседать в почву. Чтобы этого не произошло, и необходим геотекстиль, который в данном случае играет роль фильтра и обеспечивает стабильность всей системы. Принцип обустройства дренажа заключается в создании траншеи, засыпании ее слоем гравия приблизительно 15-20 см и настилании на него геотекстиля. После этого насыпается еще один слой гравия мощностью около 20-25 см, в нем пролегают дренажные трубы. Остатки геотекстиля захлестываются друг на друга, а траншея засыпается ранее вынутым грунтом.
Специалисты рекомендуют доставать геотекстиль из упаковки только перед непосредственным использованием и как можно скорее засыпать его после укладки, так как ультрафиолетовые лучи на материал действую губительно. Укладывают материал свободно, без натяжения и складок, нахлест полотен 30-60 см.
По поводу того, какой геотекстиль для дренажа лучше, иглопробивной или термоскрепленный, специалисты придерживаются диаметрально противоположных мнений. Поклонники иглопробивного говорят, что склеенный геотекстиль не обладает достаточной пропускной способностью и может быть использован только на каменистых грунтах. Другие специалисты советуют термосклеенный, вспоминая то, что его обычно используют для дренажа в частном строительстве в Европе, и что он не так быстро засоряется грунтом. В отечественных же условиях чаще всего используют в данных целях именно иглопробивной геотекстиль.
Для обеспечения качественного дренажа и долговечности всей системы материал должен быть:
При строительстве дорог и тротуаров геотекстиль используется как армирующий и разделительный слой. Он препятствует заиливанию насыпного слоя, обеспечивает равномерное распределение нагрузки, не позволяет образовываться провалам при прохождении тяжелой техники. Если не использовать геотекстиль при строительстве дороги, то под воздействием грунтовых вод и дождевых потоков полотно быстро просядет под грузовыми автомобилями. Более того, геотекстиль позволяет прокладывать магистрали в районах со слабонесущим и мягким грунтом, что особенно важно, учитывая большую протяженность дорог. В районах, где существует большая опасность селевых потоков, есть смысл вместо геотекстиля использовать слой георешетку, которая обладает более выраженными армирующими свойствами.
Незаменим геотекстиль при обустройстве пешеходных дорожек, в частности выложенных плиткой или брусчаткой. Без прослойки геополотна земля под плиткой будет постепенно вымываться и проседать под воздействием дождевых потоков, а долговечность покрытия вряд ли превысит 8-10 лет – использование геотекстиля позволяет решить эту проблему. Под тротуарную плитку необходимо вынимать слой грунта, хорошо трамбовать дно, засыпать его слоем щебня в 5-7 см, а потом стелить геотекстиль, поверх которого насыпают карьерный песок – основание для укладки плитки. Геополотно служит и дренажом, и разделителем слоев. Под пешеходные тротуарные дороги выбирают материал плотностью 150-200 г/м2.
В садово-ландшафтных работах геотекстиль нашел огромное распространение и используется в таких целях:
В частном загородном строительстве, как и в масштабном жилищном, без геотекстиля уже сложно обойтись. Он используется:
Выбор геотекстиля на российском рынке огромный и представлен он продукцией отечественных и заграничных производителей. Чтобы выбрать геотекстиль надлежащего качества, лучше обращать внимание на продукцию компаний с именем, которое само по себе уже является гарантией качества. Доверять можно продукции следующих производителей геотекстиля:
Кроме того, неплохо показала себя продукция отечественной компании ОАО «Монтем» (нетканый геотекстиль), австрийской Polifelt, международного концерна «ФройденбергПолитекс» и британского производителя Terram. При покупке обязательно тщательно изучайте упаковку, где указаны все характеристики продукции, и не забывайте заранее продумать способ транспортировки: небольшие рулоны можно увезти и на легковом авто, а вот рулоны шириной от 4,3 м так доставить будет уже более проблематично.