В России очень резко отреагировали на решение Константинополя завершить процесс предоставления Украинской православной Церкви автокефалии и вручить Томас как только будет избран глава Церкви.
Русская православная церковь на это заявила, что считает действия Вселенского патриарха о предоставлении Томоса об автокефалии Украинской православной церкви “легализацией раскола”. Об этом в четверг, 11 октября, сообщает пресс-служба РПЦ.
“Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия. Константинопольским патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, что является попыткой разрушения основ православного канонического устройства”, – говорится в заявлении.
В РПЦ также добавили, что священный синод Русской православной церкви на ближайшем заседании 15 октября в Минске “даст надлежащую оценку этого деяния”.
В УПЦ МП, в свою очередь, сделали похожее заявление. Там заявили, что считают решение Константинополя о снятии анафемы с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарха Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви патриарха Макария “абсолютно неправовым”. Об этом заявил пресс-секретарь Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Климент (Вечеря).
Более того, он сказал, что за это самого Вселенского патриарха Варфоломея следует наказать анафемой.
“Это решение абсолютно неканоническое, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату, то каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему”, – заявил пресс-секретарь УПЦ МП.
Архиепископ Климент подчеркнул, что УПЦ МП не признает решение Константинопольского патриархата о предоставлении Украине автокефалии.
Как мы уже сообщали, Священный Синод Вселенского патриархата подробно обсудил церковные дела Украины в присутствии Его Превосходительства архиепископа Памфилонского Даниила и Преосвященнейшего епископа Эдмонтонского Илариона, Патриарших экзархов Украины, и по итогам обстоятельных обсуждений принял постановление:
1) возобновить уже принятое решение о том, чтобы Вселенский патриархат приступил к предоставлению автокефалии Церкви Украины.
2) восстановить, на данный момент ставропигии Вселенского Патриарха в Киев, один из его многочисленных ставропигии в Украине, которые существовали всегда.
3) принимать и рассматривать ходатайства об обращении Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха на получение таких ходатайств иерархами и другим духовенством от всех автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые лица были канонически восстановлены в своем иерархическом или священническом чине, а их верующие восстановлены в общении с Церковью.
4) отменить юридическую силу Синодального письма 1686 года, изданного по обстоятельствам того времени, которое предоставило Патриарху Московскому через икономию право рукоположить Митрополита Киевского, избранного духовно-мирянским собранием его епархии, который на любом торжестве будет чествовать Вселенского Патриарха как первоиерарха, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Матери-Церкви Константинополя.
5) призывать все вовлеченные стороны избегать присвоения церквей, монастырей и другого имущества, а также любых других актов насилия и возмездия, чтобы мир и любовь Христовы восторжествовали.
В принципе, о том, что в РПЦ не смирятся с решением Вселенского патриархата, было понятно еще с 14-го сентября.
Тогда, напомним, Синод РПЦ принял ряд решений, которые направлены на разрыв отношений со Вселенским патриархатом. Причиной стало намерение патриарха Варфоломея пройти путь предоставления автокефалии УПЦ. При этом в самой России не все поддерживают такую позицию Церкви.
Синод РПЦ принял три основных решения. Во-первых, патриарх Кирилл не будет поминать имя патриарха Варфоломея при богослужении. Во-вторых, представители РПЦ не будут вести совместные службы с иерархами Константинопольской церкви, а также прекращают участие в межцерковных структурах, в которых главенствуют представители этой церкви. В-третьих, Синод предложил инициировать всеправославное обсуждение украинского вопроса и вынести единое мнение предстоятелей – глав 15 поместных православных церквей, самой крупной из которых является Московский патриархат.
“Можно назвать это решение желтым светом – предупреждением, последней предупредительной мерой со стороны Русской православной церкви Константинопольскому патриархату. Мы не закрываем дверь и оставляем возможность для возобновления диалога”, – сказал журналистам председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.
“Непоминовение Константинопольского патриарха по сути означает разрыв отношений. Мы временно приостанавливаем всякое общение с Константинопольским патриархатом. Если провести параллель с дипломатией, то это примерно эквивалентно разрыву дипломатических отношений”, – сказал он. Митрополит пояснил, что православные прихожане при этом “могут причащаться в храмах Константинопольского патриархата”.
В свою очередь протодиакон РПЦ Андрей Кураев считает, что РПЦ сама стала на путь раскольничества. Кураев человек в православном мире очень авторитетный. Он религиозный и общественный деятель, писатель, богослов, философ, специалист в области христианской философии, публицист, церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры, один из авторов книги «Человек. Философско-энциклопедический словарь». Протодиакон Русской православной церкви, клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве. В 2004—2013 годах — профессор Московской духовной академии. Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
Предлагаем его мнение о произошедшем, которое он изложил на своей странице в Фейсбук 14 сентября:
“Ура, мы теперь сами раскольники! Иларион заявил о разрыве сослужения с Кплем.
Обьявлен раскол второго уровня: не сослужат только епископы.
Если на литургии не поминается Вселенский патриарх – то причащаться можно. То есть если служит обычный греческий священник, поминающий только своего епископа, но не патриарха (у греков патриарха поминают только на епископской службе) – то можно причащаться.
“Евхаристическое общение между церквами не прерывается. Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения”, — пояснил пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков.
Основание для разрыва фантомное – приезд кпльских легатов в Киев. Ладно бы, они хоть какое-то иерархическое действие совершили (служили литургии, рукоположили кого-то). Но раскол из-за просто приезда послов – это впервые. Право хоть церковное, хоть светское не наказывает за намерение. Так что наш Синод сказал новое слово.
И еще печальное: мы первые перешли на язык войны (это слово тоже прозвучало в устах Илариона). Типичный самострел. Какое тут каноническое право! По этому праву священник, отказывающийся от сослужения с другим клириком без доказательства ереси последнего подлежит лишению сана. Другой канон говорит, что если ты обвиняешь другого, но не можешь доказать – наказание, что ты чаял для него, переходит на тебя. А Иларион уже сегодня ляпнул про “папистскую ересь Стамбула”.
То есть синод дал полный набор козырей Кплю для того, чтобы вычеркнуть нас вообще из канонического пространства. “<b>Мы</b> будем вынуждены полностью разорвать евхаристический общение”. Имеенно это “мы” и возлагает всю нравственную и юридическую ответственность за раскол на наш Синод.
Иларион обещал “жесткий ответ на вероломный и подлый план Кпля. Если свое черное дело они доведут до конца, мы полностью разорвем евхаристическое общение”. В случае продолжения антиканонической деятельности Константинополя на территории Украинской православной церкви Московский патриархат, по словам митрополита, будет вынужден “полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархом”.
Звучит впечатляюще: мы разорвем Христа…
И, да, – это похоже на 1054-й.
Вот жили себе люди, работали, молились, растили детей. И вдруг поругались князья церкви (ну, чья там Болгария и т.п.). И даже если живя в своей Ирландии без интернета, ты об этом не знал – всё, ты оказался “вне Церкви Христовой”. И если тебе не повезло помереть в 1053, то ты теперь уже не имеешь шанса попасть в рай. Все твои добрые дела и твоя вера обнулены. Ведь ты же по прежнему привычно пошел в свой приходской храм и принял причастие из рук священника, за пару тысяч километров от тебя уже объявленного безблагодатным. И значит, ты тоже стал еретиком и раскольником
Сегодняшний самострел Синода заставляет скорбеть не об Украине, в о России. Это выстрел в будущее нашей страны. Синод в полном составе поспешил принять участие в рытье окопов по периметру страны. Принял участие в нагнетании военно-мобилизационной истерии. Это ядовитая атмосфера. Она разъедает наше будущее. И совесть. Ведь “на войне как на войне”. Любые мифы и фейки хороши”.
После получения Украинской церковью томоса об автокефалии к ней присоединится около половины приходов УПЦ Московского патриархата, считает архиепископ Черниговский и Нежинский, пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий Зоря, сообщает Громадське.
Представитель УПЦ КП отметил, что сейчас Московский патриархат насчитывает 12 тысяч приходов и, по его мнению, половина из них присоединится к единой поместной церкви.
“Потом, в перспективе нескольких лет, я думаю, еще где-то две трети от тех, которые останутся, они будут переходить, а в долгосрочной перспективе мы считаем, что в Украине вообще будет существовать, как в Грузии грузинская церковь, в Болгарии болгарская церковь, в Румынии румынская церковь, там нет Московского патриархата, поскольку это аномалия с канонической точки зрения, так же, со временем, когда русская церковь признает автокефалию Украинской церкви, окончательно будет урегулирован этот вопрос. Возможно останется один храм в Киеве, который будет представительством Московского патриарха при патриархе Киевском”, – сказал Зоря.