Юрий Богатырев родился 2 марта 1947 года в Риге в семье военного моряка. Затем семья перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили “девчоночником”, поскольку тот был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил манерный блондин исключительно с соседскими девочками. Вместе с ними играл в куклы, в том числе и в импровизированном дворовом “кукольном театре”. Юра сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил “пьески” и играл. Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса рисовать этюды, где Юра познакомился с ребятами из кукольного театра-студии “Глобус” Владимира Штейна. В 1966 году он подал документы в театральное училище имени Щукина.
В театр “Современник” Богатырев попал в 1971-м. “Талантливый, нервный, добрый и открытый; очень гармоничный человек, но жил очень негармонично”, – таким его вспоминали коллеги. В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова “Спокойный день в конце войны”. А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом “вестерне” Никиты Михалкова “Свой среди чужих, чужой среди своих”. Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей – красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он, сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.
Лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова: Серж Войницев в фильме “Неоконченная пьеса для механического пианино”, Штольц в драме “Несколько дней из жизни И. И. Обломова”, Стасик в семейной драме “Родня” (1981). Стоит отметить работу актера в телесериале “Два капитана” (1976), где Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате. Все вышеуказанные роли достаточно сложные, а главное – очень разные, и все прекрасно сыграны, что говорит о таланте и многоплановости актера, который явно не был героем одного образа. Юрий Богатырев снимался очень много, был одним из самых высоко оплачиваемых советских артистов, но деньги у него не держались. Богатырев увлекался живописью, сам неплохо рисовал и даже писал прозу. Длительное время был вегетарианцем.
Ему откровенно завидовали, в том числе и тому, что он не был обременен семейными узами и жил в свое удовольствие. Немногие тогда знали истинные причины его образа жизни, а также, что сам Юрий себя счастливым вряд ли считал. Постоянным местом работы с 1976 года стал МХАТ с его извечными спутниками творческих людей: завистью, интригами, подлостью и лицемерием. Впечатлительного Богатырева это приводило в ужас, он даже иногда рыдал: “Я не могу, я не вынесу!”. Но главной бедой для Юрия стало то, что среди мхатовцев пьянство считалось нормой: “Кто не пьет – тот продаст”. А Богатырев вопреки фамилии и внешнему здоровью в таких количествах пить не мог, но и силы воли отказать себе и коллегам в выпивке не имел. Спивающиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру, причем такси и водку Богатырев чаще оплачивал из своих денег, которых ему, как ни странно, и самому на жизнь не особо хватало (был крайне непрактичным человеком).
Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – внешне пылко и страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… Каждой из них он предлагал выйти за него замуж. Но на самом деле с женщинами он только дружил, мог месяцами элегантно ухаживать, боясь при этом приблизиться ближе пионерской дистанции. Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: “Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его “Юрочка”. Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном”.
Но Юрий все-таки женился. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Фактически, чтобы сохранить прописку, она вышла замуж за Юрия, тем более что тому тоже ради приличия надо было хоть раз жениться. Вспоминает Надежда Серая: “О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю (дочь) и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка, с ребенком на руках? Мы не съехались под одну крышу тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали “на потом” – когда он заработает деньги на квартиру… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь”. Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о законной жене. Когда уже после смерти сына мать увидела штамп в паспорте, Надежда сказала ей, что их брак был фиктивным, и никогда не претендовала на наследство.
Свою гомосексуальность Юра осознал достаточно поздно и переживал очень болезненно, фактически он сам так и не смог принять себя таким, каким сделала его природа. Но это не мешало ему свои деньги и здоровье просадить на тайных любовников. В СССР с этим было очень строго, могли и посадить. Поэтому об ориентации Богатырева друзья и коллеги длительное время не знали. Уже во второй половине 80-х он сам им признался с искренним чувством вины и стыда. Многие поначалу не поверили, но это очень многое объясняло в жизни Юрия, в том числе и непонятных знакомых и товарищей, которыми, казалось бы, Богатыреву и говорить не о чем. Кто-то от него даже отвернулся. К тому времени Юрий уже сильно пил, потерял форму, и сниматься его приглашали все реже.
Жизнь 41-летнего Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. Накануне гибели актер получил долларовый гонорар от итальянского продюсера за фильм “Очи черные” и собрал по этому поводу компанию в своей квартире. К тому времени к Богатыреву в гости солидные люди ходили редко, так, разная пьянь. Внезапно Юрию, уже крепко выпившему на фоне приема антидепрессантов стало плохо (у него с детства было слабое сердце). Он знал, что антидепрессанты нельзя смешивать с алкоголем, но часто игнорировал запрет. А тут еще фельдшер приехавшей “скорой помощи” не разобрался в ситуации, и чтобы сбить высокое давление, уколол клофелин – актер умер мгновенно. При вскрытии в его желудке обнаружили шампанское с большой дозой антидепрессантов…
Богатырев мечтал сыграть Обломова, но не судилось. Друзья положили темно-бордовый “обломовский” халат к Юриным ногам в гроб, как символ его несбывшейся мечты и незавершенной жизни. А еще он не сыграл, например, роль генерала Радлова в “Сибирском цирюльнике”, замысел которого возник у Никиты Михалкова еще в восьмидесятых. Уже после смерти актера прошла выставка его картин. Затем из сотен его рисунков большинство исчезло. Также из тайника в его квартире бесследно пропало несколько тысяч долларов – тот самый злополучный гонорар.
Виктор БЕРЕЖНОЙ