ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИСЛАВ. Архитектор Владислав Городецкий построил дом с химерами и шокировал киевлян своей обезьянкой

29.04.2018 14:09 6

ГОРОДЕЦКИЙ ВЛАДИСЛАВ. Архитектор Владислав Городецкий построил дом с химерами и шокировал киевлян своей обезьянкой

Личность. Вехи истории в именах

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий родился 4 июня (23 мая по старому стилю) 1863 года в старинной шляхетской семье. Дело было в живописном селе Шелудьки на Южном Буге (тогда Подольская губерния, а ныне Немировский район Винницкой области). Один дед Лешека участвовал в польском восстании 1831-го года, другой был знаменитым этнографом и теоретиком аграрного дела. Отец, тоже Владислав Городецкий, был храбрым уланом царской армии, получившим бронзовую медаль за участие в Крымской войне 1853-1856 годов. Но когда вспыхнуло антироссийское польское восстание 1861-го, он возглавил отряд повстанцев. После подавления мятежа имение Городецких конфисковали…

Мать с детьми переехала в Одессу, где ей помогали родственники. Лешека, у которого рано проявился талант к рисованию, отдали в реальное училище при лютеранской церкви святого Павла. Он не был отличником, но по рисованию, черчению и начертательной геометрии получал неизменные пятерки. После окончания училища поступил в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще закончил в 1890-м уже как Владислав Городецкий. С этого времени и вплоть до гражданской войны его судьба неразрывна с Киевом. Простому люду он запомнился, как чудаковатый архитектор-богач, имевший один из первых в Киеве легковых автомобилей, заядлый охотник, бесстрашный летчик и просто франт, любивший прогуливаться по городу с обезьянкой.

Первые деньги молодой архитектор заработал на проектировке туалетов и канализации в мещанских дворах и домах киевской буржуазии. Серьезные заказы начались с усыпальницы баронов Штейнгелей на Аскольдовой могиле, а также проекта павильона для охотничьего товарищества, который Владислав выполнил бесплатно в целях саморекламы. Киев конца 19-го века переживал строительную лихорадку: земля в центре города раскупалась, старые постройки сносились, а на их месте вырастали новые 4-5 этажные дома. Городецкий быстро стал основным их проектантом. Самые известные его творения — городской музей древностей и искусств, караимская кенаса, костел святого Николая и знаменитый дом с химерами, в котором он прожил несколько лет.

Городецкий творил и в других областях: увлекался ювелирным делом, писал акварели, делал гравюры, создавал дизайн костюмов для актеров театра Соловцова и для своей жены Корнели Марр (у них было двое детей). Другой страстью архитектора являлась охота. Городецкий был членом императорского охотничьего товарищества, изъездил всю Россию, был в Туркестане, Афганистане, Азербайджане, Сибири, Средней Азии, на Алтае и в Африке. Привезенными охотничьими трофеями Городецкий украшал свой дом или дарил в киевский охотничий музей.

Свои африканские приключения он описал в книге “Дневник охотника. В дебрях Африки” (про сафари в предгорьях Килиманджаро). Книга была снабжена фотографиями и рисунками, сделанными самим автором. Владислав был признанным мастером стрельбы, участвовал во многих соревнованиях, проводимых в Европе, откуда возвращался с призами: премиальными ружьями или деньгами. Городецкий не упускал ни одного удачного случая полетать с первыми авиаторами, в частности интересовался работами другого известного киевлянина, будущего создателя вертолета и не только Игоря Сикорского.

И все же мы помним Владислава Городецкого, прежде всего, как архитектора. Городской музей древностей и искусств на улице Александровской (ныне Михаила Грушевского) оформлен в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, у лестницы к парадным дверям настороже сидят два огромных льва. Роскошный фасад отвлекал внимание от… недостроенной части здания – оргкомитет Общества любителей древностей собрал только половину необходимых средств. (В полном объеме проект Городецкого был завершен лишь к началу 1970-х.)

Параллельно Владислав выполнял заказ киевского табачного короля Соломона Когена по строительству на улице Большой Подвальной (ныне Ярославов Вал) кенасы — молельни в мавританском стиле для общины караимов. По проекту Городецкого было возведено здание для мебельной фабрики австрийского фабриканта Кимаера на сложном участке в районе улиц Ольгинской и Институтской, в котором сейчас находится министерство юстиции… С именем Городецкого связывают также строительство консерватории, а сегодня Национальной музыкальной академии, с ее величавой колоннадой на фасаде.

Одной из киевских “жемчужин” Городецкого (реализатор идеи) и молодого архитектора С. Воловского (автор идеи) стал костел Святого Николая на Большой Васильковской (Красноармейской). Храм строился на пожертвования католической общины Киева, в том числе и Городецкого. Поскольку грунты участка оказались весьма неустойчивыми, Владислав впервые в Киеве использовал для фундамента так называемые набивные бетонные сваи. Кстати, Городецкий был совладельцем бетонного завода в Киеве и интенсивно использовал на стройках тогда еще мало известный цемент (фактически собственный)…

Наконец, Городецкий решает, что пора что-то построить и для себя. Он приобретает два участка в центре Киева, на Банковой. На одном из них и был возведен в 1903-м знаменитый “Дом с химерами”. Второй участок был куплен специально для того, чтобы никто ничего на нем не построил, чтобы жилище Городецкого высилось в эффектном одиночестве (сейчас там лестница, ведущая вниз, к театру имени Ивана Франко). Из-за того, что здание стоит на крутом склоне, оно с одной стороны трехэтажное, с другой – шести. Едва окончилось строительство, о “Доме с химерами” стали слагать легенды.

На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире (в одной из них жил сам), а на первом — две небольшие. В доме были ледник с отдельными холодильниками для всех квартир, прачечная, дровяной склад, подвал, винный погреб, экипажный сарай, кучерская комната и… коровник, располагавшийся так, что запахи не причиняли квартирантам никакого дискомфорта. Но больше всего дом знаменит своими собственно химерами: носороги, гигантские лягушки, тритоны, львица терзает поверженного орла… Их выполнил талантливый итальянский скульптор и близкий друг архитектора — Элио Саля…

Во время Гражданской войны вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уехал в Польшу. Там он реставрировал старинный дворец князей Вишневецких, спроектировал несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм, построил в разных польских городах водопроводы, бойни, казино, баню и т.д.

В 1928-м 65-летний Городецкий по приглашению американской компании “Неrrу Ulen & Со” отправился в Тегеран, где построил дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал (скорее всего, в соавторстве с местным архитектором). Также Городецкий разработал для Тегерана проекты театра и отеля, но не успел их воплотить в жизнь — 3 января 1930-го он умер от сердечного приступа. Похоронен на христианском (армянском) кладбище в Тегеране.

Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Япония и Сенегал сыграли в яркую ничью В вузах «ДНР» сокращают преподавателей и переводят студентов на контракт Чрезмерное желание выиграть джекпот У ВСУ большие потери — четверо погибших и семеро раненых Оборудование и инструменты для лабораторий в Казахстане

Лента публикаций