Великий князь Владимирский и князь Московский Иоанн Данилович Калита — так называемый первый собиратель русской земли. Известен период его правления: 1325-1341, Великим князем он стал в 1328 году. В борьбе с другими князьями он не брезговал никакими средствами. Раболепствуя перед ханом Золотой Орды, при помощи татар одерживал победы над своими соперниками.
В течение долгого времени Иоанн оставался в тени старшего брата — московского князя Юрия Даниловича. Но уже тогда его имя связывалось в летописи с успехами московской политики. В 1304 году, в отсутствие Юрия, Иван отправился в Переяславль оборонять его от тверских князей. Вскоре под городом появились тверские полки под началом боярина Акинфа. Три дня тот продержал Ивана в осаде. На четвертый день явился из Москвы боярин Родион Несторович, зашел тверичам в тыл, а Иоанн в то же время сделал вылазку из города, и неприятель потерпел полное поражение. Когда в 1319 году Юрий Данилович получил великое княжение, и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана. С этих пор он вступает на историческое поприще.
При жизни Великого Владимирского князя Георгия Даниловича Иоанн управлял Московским княжеством. После смерти Георгия хан Узбек отдал великое княжение тверскому князю Александру. Тогда Тверь была, пожалуй, самым могущественным из русских княжеств. Но когда в 1327 году в Твери возмущенным народом при попустительстве князя был убит татарский посол Чолхан (Щелкан), Иоанн Калита поспешил к хану в Орду. Возвратился Иоанн с 50-тысячным татарским войском и опустошил огнем и мечом всю Тверскую землю. В следующем году Калита получил от хана ярлык на великое княжение.
При этом он не перестал преследовать несчастного тверского князя, который скрылся в Пскове. Не надеясь взять этот город силой, Иоанн прибегнул к помощи духовенства. Под его давлением митрополит Феогност угрожал отлучить от церкви весь Псков за предоставление убежища Александру. (Наверное, за то, что не хотел подчиняться хану-басурману и его сатрапу:)). Изгнаннику пришлось удалиться на некоторое время в Литву. Когда Александр вернулся во Псков, Иоанн в 1339-ом вновь отправился к татарам. По внушению Калиты хан послал Александру приказ явиться в Орду. Трудно понять, на что рассчитывал Тверской князь, но он покорно приехал на собственную казнь. А Иоанн Калита вернулся в Москву с великим пожалованием, велел снять и перевезти в Москву большой колокол тверского Спасского собора. В те времена это выглядело как глубокое унижение поверженного противника.
Самовластно распоряжался Иоанн и в других княжествах. Известно, что в Ростове в 1330 году его воеводы чинили всякие насилия над жителями и повесили старшего ростовского боярина Аверкия. В 1332-ом Калита начал войну с Новгородом, вследствие отказа последнего уплатить старинную дань, так называемое «закамское серебро», но вскоре заключил мир — Новгород пока еще был Москве не по зубам. В конце княжения Калита, как Великий князь, снова потребовал от новгородцев большую сумму денег, а когда они отказались уплатить ее, отозвал своих наместников. В 1340-ом Иоанн по приказанию хана отправил войско на непослушного Орде смоленского князя Иоанна Александровича, опустошив вместе с татарами Смоленскую землю.
Зато в период княжения Калиты его владения начали пользоваться большим спокойствием и благосостоянием. «Бысть тишина христианам и престаща татарове воевать Русскую землю», — говорят летописцы, разумея под Русской землей в данном случае Владимирское и Московское княжества. Иоанн был бережливым хозяином, непрестанно увеличивая свое княжество и богатство. В завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту его указывает прозвище “Калита”, что означает мешок с деньгами. Впрочем, историк Карамзин, чтобы облагородить образ первого собирателя земель русских, объясняет это прозвище иначе: мол, Иоанн всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи бедным. Однако серьезных исторических данных, подтверждающих эту красивую легенду, не существует.
Иоанн заботился о внутреннем устройстве своих владений. Он сумел избавить русскую землю от татей (снизил уровень преступности, грабежа и разбоя по-нашему). В спокойное княжество переезжали ремесленники и купцы. К сильному князю стекались бояре и служивые люди из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет). На территории всего Московского княжества растут новые поселения, развиваются сельское хозяйство и различные ремесла. Москва становится узлом торговых дорог из Новгорода, Смоленска, Ростова и Суздаля. Новгородцы везли на восток кожу, сукно, меха, мечи, копья, шлемы, кольчуги и т.д. На обратном пути купцы брали в Рязанской земле хлеб, мед и воск, отправляемые из Пскова и Новгорода в Западную Европу. Москва устанавливает в своих владениях ряд “мытных”, то есть таможенных, дворов, где брались пошлины с торговых караванов. О них до сих пор напоминают некоторые названия. Так, в самой Москве существует Мытный переулок у Москворецкого моста, а в Замоскворечье — Мытная улица. Под самой Москвой — Большие Мытищи, под городом Рузой — селение Мытники.
Большими партиями выкупал Калита в Орде русских пленных и селил их целыми слободами под Москвой. Память об этих слободах “ордынцев”, как называли тогда выкупленных пленников, до наших дней сохранилась в названиях улиц: Большой и Малой Ордынок. Калита уговорил хана не посылать в его владения своих баскаков (сборщиков податей), и сам исправно пересылал Узбеку дань. Это резко уменьшило количество бунтов и смут.
Важным событием в княжение Иоанна было переселение митрополита Петра из Владимира в Москву на постоянное жительство. Калита сумел приобрести особое расположение митрополита, воздвигнув по его просьбе в Москве каменный Успенский собор. Приемник Петра митрополит Феогност, следуя примеру своего предшественника, также поселился в Москве, после чего этот город стал ставкой русских иерархов, а значит и духовной столицей Руси. Кроме названного собора, Иоанн построил в Москве еще три каменных храма и возобновил кремлевские стены, правда, еще деревянные.
Между тем, несмотря на свое богатство и силу, Иван Калита не сделал значительных земельных анексий. Приобретение им городов Галича, Углича и Белозерска, на которое указывают источники Димитрия Донского, остается под сомнением, так как Иоанн не говорит о них в своих духовных грамотах. По объяснению Соловьева, Калита купил эти города, но оставил за продавцами некоторые права владетельных князей. Перед смертью Великий князь принял пострижение и схиму. Все свое движимое и недвижимое имущество он разделил между тремя сыновьями и женой. Москву он оставил в общее владение наследникам. Симеону дал города Можайск, Коломну и 16 волостей. Иоанну — Звенигород, Кремичну, Рузу и еще 10 волостей. Андрею — Лопасню, Серпухов и еще 9 волостей. Жене Елене с дочерьми — 14 волостей.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ