Людмила Ивановна Касаткина родилась 15 мая 1925 года в маленьком селе под Вязьмой в рабочей семье. Вскоре семья переехала в Москву. Родители воспитывали свою дочку в “ленинских” традициях – доброй, отзывчивой, справедливой и скромной. Например, Людмила Ивановна позже вспоминала: “Когда мне было 11 лет, я прибежала к маме зареванная: “У Тани новое платье, а я хожу вся штопаная-перештопаная!” Вот тогда моя мамочка впервые в жизни ударила меня по щеке наотмашь: “Ты не радуешься, что ей купили новое платье? Ты плачешь - значит, ты дрянь!” Времена были тяжелые…
Так или иначе, но с детства Людмила мечтала стать балериной и училась в Московской оперной студии имени Шацкого на хореографическом отделении. В тех самых 11 лет девочка начала выходить на балетную сцену в детских ролях. И хотя Людмила, проучившись четыре года, подавала большие надежды, о мечте пришлось забыть из-за проблем со здоровьем. Однажды прямо в танцклассе ей стало плохо; врачи выявили малокровие, которое с учетом того, что Людмила прожила долгую жизнь, скорее всего, было следствием неполноценного питания по причине бедности. Кроме того, у Касаткиной случился тяжелый перелом…
Тогда Людмила подала документы на актерский факультет ГИТИСа. Правда, особых надежд она не питала, поскольку считала себя некрасивой и была маленького роста (159 см). На вступительных экзаменах Людмила прекрасно прочитала “Итальянскую сказку” Максима Горького, так что у членов комиссии на глазах появились слезы. В ГИТИСе Касаткина нашла и свою любовь: ее избранником стал Сергей Колосов, который вернулся в институт после того, как пришел с войны. Людмила тогда была симпатичной недотрогой, которая 4 года дружила с терпеливо за ней ухаживающим Колосовым до свадьбы в 1950-м.
Окончив в 1947-м ГИТИС, Людмила Касаткина была принята в труппу Центрального театра Советской Армии. В первые годы она в основном исполняла роли веселых и жизнерадостных девушек и подростков. Но постепенно режиссеры убедились, что ей хорошо удаются и трагические персонажи. Когда ей досталась роль медицинской сестры Анечки в спектакле “Океан”, Касаткина отправилась в районную поликлинику и попросила разрешить ей поработать рядом с настоящими врачами. В другом спектакле, “Ковалева из провинции”, Касаткиной предстояло сыграть судью. И актриса, готовясь к роли, несколько дней проработала в суде. Она присутствовала на процессах и даже порой вступала в споры с женщиной-судьей, к которой ее на время прикрепили.
Но широко известной Людмила Касаткина стала после первой же роли в кино: в 1954-м она сыграла Леночку в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой “Укротительница тигров”. Актриса вспоминала: “Когда со мной подписывали договор, там ни слова не было о тиграх. Я играла укротительницу “в жизни”, а Рита Назарова снималась с тиграми... Мы отработали 8 месяцев, как режиссер вдруг заявил, что фильм не выйдет на экраны, если не будет снято мое лицо рядом с тигриной мордой. Чтобы спасти фильм, мне надо войти в клетку… В тот день меня привезли на студию очень рано… И вот все готово, в руках у меня заостренная палка и шамберьер. Эдер напоминает, что делать, и пихает меня в вольер, закрывает дверь. “Наступайте, бейте!” - командует он. Я изо всех сил ударяю тигра. “Бейте еще!” Тигр рычит, поднимается на задние лапы… Ударом лапы ломает палку, а другой лапой вырывает шамберьер. “Падайте!” - кричит Эдер. Падаю, тигр перепрыгивает через меня… Как выходила из клетки, не помню”. Позже Касаткина освоилась в общении с тиграми и уже достаточно храбро вела себя в неизбежных в таком деле критических ситуациях.
Затем была посредственная, но достаточно популярная лента “Медовый месяц”, где Людмила сыграла свою тезку Одинцову, которая не хотела ехать с мужем в Сибирь на новостройку… По мнению критиков свои лучшие роли Касаткина сыграла в фильмах своего мужа Сергея Колосова. Он привел ее на роль Катарины в телефильм “Укрощение строптивой” по Шекспиру - за эту роль Касаткиной на 2-м Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло был присужден первый приз – “Золотая нимфа”. В 1963-м Колосов начал снимать первый советский многосерийный телефильм “Вызываем огонь на себя”, где Касаткина сыграла роль юной героини подполья Ани Морозовой. Успех этого телесериала в 1964-м году был фантастическим.
Но мало кому известно, что на съемках сериала Людмила Касаткина едва не погибла: “В картине был эпизод, когда наши самолеты бомбят фашистский аэродром. На экране - хроника, а на земле пиротехники подкладывали взрывчатку. Но кто из них знал, куда пойдет волна? А взрывная волна пошла под мое корыто, которое было из очень толстой жести. Корыто разорвалось в куски, которые полетели прямо мне на голову. Меня рванул за руку осветитель. Секунда решила мою судьбу”.
В 1966-м актриса сыграла роль террористки Марии Захарченко в новом телесериале Колосова “Операция “Трест” по роману Л. Никулина - это была первая отрицательная роль Касаткиной. Во время съемок она сильно травмировала позвоночник, упав с лошади. После чего ей, полупарализованной, преодолевая мучительную боль, все же пришлось сняться в полуторакилометровой скачке на коне. Зато за эту роль Людмила была признана лучшей актрисой года и удостоена звания народной артистки СССР. Кстати, много лет, по словам самой Людмилы Ивановны, ее напрасно пытались заманить в КПСС.
У своего мужа Людмила снялась в 12 фильмах: “Обыватели думают, что все по блату, если муж режиссер. Но ведь из 11 фильмов (1960- 1995) я ни одного ему не завалила. Это его упрекали в том, что жена помогает уровень держать”. В 90-е годы Касаткина практически не снималась в кино, но работала в театре. Среди редких работ актрисы в эти годы на экране стоит отметить исторический телесериал “Раскол” и сатирическую комедию “Судья в ловушке”, снятые опять же Сергеем Колосовым. Причем в последней в качестве композитора выступил их сын Алексей Колосов. Людмила Ивановна гордилась тем, что в течение более полувека была верна одному мужчине: “Нет греха перед мужем, но столько цинизма кругом, что мне не поверят. Но я гордая и не могла допустить, чтобы за его спиной смеялись”.
В 2000-е Людмила Ивановна преподавала в ГИТИСе, выступала на творческих вечерах и встречах со зрителями. Несмотря на свои солидные годы, Людмила Ивановна почти до самого конца пребывала в завидной форме: моложавая и энергичная. Еще пару лет назад актриса хвасталась: “До сих пор ежедневно продолжаю заниматься танцевальной гимнастикой. Это дает и прямую спину, и легкую походку. Да и заряд бодрости на целый день. И, надеюсь, на всю оставшуюся жизнь”. И все же она ушла из жизни после длительной болезни 22 февраля 2012 года, через 11 дней после смерти мужа. Похоронены вместе на Новодевичьем кладбище.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ