До недавнего времени считалось, что дети учатся врать к четырем годам. Однако оказалось, что совершенствование вранья проходит семь стадий в жизни ребенка в возрасте от полугода до трех лет.
Младенцы могут плакать или улыбаться только ради привлечения к себе внимания. К восьми месяцам дети учатся скрывать свои проступки или отвлекать внимание родителей. К двум годам начинают лгать более изощренно, в том числе блефовать, пытаясь избежать наказания. Чаще всего ребенок говорит неправду, когда не хочет огорчать родителей. Особенно если реакция родителей на какие-то поступки была очень эмоциональной, то у ребенка впоследствии вырабатывается защитный механизм: надо солгать, чтобы успокоить маму, папу, бабушку или дедушку. Часто дети при использовании такого защитного механизма и сами верят в то, что придумывают, и бывают искренне удивлены, когда их уличают в неправде.
Подмечено также, что дети из неблагополучных семей в среднем лгут чаще, чем их одногодки из благополучных. Еще реже говорят неправду одаренные дети. Но даже психологи не берутся утверждать, почему именно это происходит. Возможно, что умные лучше прогнозируют возможные неприятные последствия вранья или меньше в нем нуждаются из-за более благоразумного образа жизни. Не зря же педагоги считают, что более интеллектуально развитые дети зачастую оказываются и более нравственными (хотя далеко не всегда!). Однако существует также более циничная точка зрения: умные просто лгут более изощренно, а попадаются гораздо реже. Дети родителей, привыкших умело манипулировать окружающими, легко перенимают это умение. Впрочем, к манипулированию склоняет ребенка и наивная доверчивость родителей.
Детские психологи во всех проблемах своих подопечных, естественно, обвиняют родителей, в том числе и во лжи. Якобы ребенок начинает врать, когда обнаруживает, что правду говорить опасно: накажут, засмеют или не поверят. Но те же психологи парадоксально утверждают, что нельзя допускать безнаказанность. Правда, наказание должно быть таким, чтобы малыш понял: не он сам плохой, а какой-то конкретный проступок. А его вина именно в том, что он совершил его, а не в том, что об этом узнала мама. Сознаемся, логически доказать такое весьма сложно. Лучше всего, когда “меры пресечения” адекватно вытекают из самого поступка, а роль карающего взрослого сводится к минимуму.
Необходимо учитывать еще один очень важный факт. Дети дошкольного возраста могут сообщать недостоверную информацию только потому, что просто не помнят, как было на самом деле, или помнят как-то не так. При внимательном отношении к своему ребенку легко отличить случаи осознанного вранья от неумышленного. Разумеется, при последнем никак нельзя упрекать ребенка и доказывать ему, что он “соврал”.
Чтобы у ребенка реже возникала потребность лгать, педагоги советуют родителям побольше и пораньше ему рассказывать о жизни, удачах и проблемах, переживаниях, о личностных ценностях. Не стоит опасаться, что ребенок вас не понимает, даже если вам так кажется. Дети вообще понимают намного больше, чем кажется взрослым. “Гениально скроенная душа ребенка вычленит и возьмет для себя все то лучшее, что шевельнулось в вашем сердце”, - писал Жан-Жак Руссо. Может быть чересчур утопичная цитата, но что-то в ней есть.
Не стоит забывать о личном примере. Чем меньше лгут родители друг другу и детям, тем выше уверенность последних в том, что правда выгоднее лжи. А ведь горькая правда и в самом деле всегда лучше сладкой лжи, прежде всего в экономическом смысле. Тем более что правдивый герой однозначно красивее лжеца.
Глупо выколачивать из ребенка лживость: репрессивные меры будут только стимулировать ее. Дети, как правило, патологически врут, когда живут в авторитарных условиях, где за ложь жестко наказывают, а тем более бьют и оскорбляют. Укоренившаяся ложь - это та же болезнь, которая требует вмешательства психотерапевта.
А вот умеренное привирание с чувством и расстановкой, скорее всего, свидетельствует о том, что ребенку будет легко во взрослой жизни. Если же ваш малыш является патологическим правдолюбом, его судьба может оказаться негладкой, но вместе с тем более успешной. Помните, правдивые, как правило, более умные.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ