Луценко Михаил

06.12.2017 17:30 3

Луценко Михаил

«Будем строить новые линии и переходить на электронные билеты»

В Виннице разработали «пятилетний план» развития муниципального транспорта. Он показывает, что горсовет хоть и не семимильными шагами собирается развивать транспортную сеть, но готов не скупиться на новые линии и технику. Гендиректор КП «Винницкая транспортная компания» Михаил Луценко считает намеченные планы реальными, отмечая при этом, что в программе возможны коррективы.

«Без кондукторов сейчас ходят троллейбусы и автобусы нескольких маршрутов. Не можем заполнить около 170 вакансий»

- Михаил Петрович, расскажите, заниматься трамваями и троллейбусами Вы мечтали с детства?

- Не совсем. Я вырос на станции Ситковцы Немировского района. Отец работал на железной дороге. Поэтому мое детство прошло среди поездов. Они немного отличаются от трамваев.

После окончания 8-го класса поступил в Жмеринское ПТУ. Как только отслужил в армии, в 1979-м устроился на Радиоламповый завод, тогда – имени 60-летия Октября. Трудился слесарем, фрезеровщиком и КИПовцем, мастером участка, механиком цеха. Без отрыва от производства закончил политехнический техникум по специальности техника-электрика. Поскольку предприятие начало умирать, я стал искать другое место работы.

Мне предложили должность начальника цеха плановых ремонтов трамвайного депо ТТУ – согласился. В принципе, я всю свою жизнь технику ремонтировал… Закончил Харьковскую государственную академию городского хозяйства по специальности инженера-электрика. В 1996-2007 годы работал главным инженером депо, начальником трамвайного депо. Затем около 10 лет работал главным инженером и техническим директором КП «ВТТУ», а уже год как на должности генерального директора «Винницкой транспортной компании».

- Поскольку Вы прошли все ступеньки с самых «низов», то отлично понимаете запросы винничан. Горожане нередко жалуются, что по вечерам не соблюдается график движения транспорта. Причина в дефиците кадров на вторую смену?

- Если у пассажиров есть жалобы, они обращаются к нам, и мы их рассматриваем. Транспорт ездит согласно графику. Если есть отклонения, они связаны в основном не от нас зависящих причин – это ДТП, отсутствие напряжения или заторы на пути транспорта. Даже если в связи с ремонтом Киевского моста троллейбус «опаздывает», водитель старается наверстать время по ходу маршрута и ориентируется по 3-4 «точкам», которые он должен проехать в четко определенное время. Поэтому отклонения от графика вовсе не связаны с отсутствием персонала или их недобросовестностью. Дело в объективных причинах.

Когда к нам приезжают люди из других городов, то наоборот поражаются тем, как четко по расписанию ходит транспорт. Согласен с тем, что по вечерам его меньше, чем днем, это связано исключительно с уменьшением пассажиропотока.

Мы постоянно изучаем количество пассажиров и стараемся делать расписание движения оптимальным. В этом нам помогает факультет машиностроения и транспорта ВНТУ.

- На некоторых маршрутах не всегда есть кондукторы. Предприятие не пробовало привлекать на эту работу безработных с центров занятости, или они отказываются?

- Пробовали, регулярно участвуем в «Ярмарках вакансий», предлагали студентам подрабатывать кондукторами. Это очень сложная и ответственная работа. Во-первых, не у каждого получается общаться с людьми. Поэтому даже не имея работы, не каждый возьмется… А во-вторых, это работа с деньгами, что тоже накладывает свой отпечаток.

- Сколько на сегодняшний день свободных вакансий кондукторов?

- Около 170-и. Без кондукторов сейчас ходят по несколько маршрутов троллейбусов, автобусов, трамваев, которые не загружены, поэтому водитель самостоятельно обилечивает пассажиров, за что получает доплату.

Кроме того, водитель проинструктирован о том, что он не имеет права продавать билеты во время движения. Пассажиры у нас обилечиваются только на остановках. Правда, при таких ограничениях водитель не всегда может собрать ту выручку, которую получает кондуктор.

- Насколько у водителя выручка за смену меньше, чем у кондуктора?

- На 20-25%. Для предприятия это невыгодно.

«Эксплуатационная скорость составляет 13 км/ч. При замене проблемных 8 километров колеи она увеличится на 2 км/ч, и пассажиры почувствуют разницу»

- В мэрии Винницы за кредитные деньги собираются внедрить систему «электронного билета». Оправдано ли такое в наших реалиях?

- Практически во всех европейских странах существуют такие системы, которые считывают плату за проезд, поэтому я не думаю, что у пассажиров возникнут проблемы. Наоборот, это будет большой шаг вперед.

- Но у нас масса льготников…

- Вместе с тем, сейчас активно обсуждается монетизация льгот с выделением средств на конкретное количество поездок. Мы так или иначе идем к тому, что, зайдя в транспорт, каждый пассажир должен будет заплатить. Тогда и наша компания сможет рассчитывать на некий прогнозируемый доход.

- Какой процент пассажиров относится к льготным категориям?

- В Виннице – каждый второй. В Днепре, к примеру, льготников в 4 раза больше, нежели тех, кто платит за проезд. В шахтерских городах, где люди рано выходят на пенсию, аналогичная ситуация. Монетизация льгот – мы должны понимать, что для развития предприятия необходимы средства. Нам не нравится постоянно ходить с протянутой рукой, когда компания сама способна зарабатывать.

До недавнего времени в качестве компенсации перевозки льготников государство установило для транспортников такой же тариф на электроэнергию, как для населения. В этом году эту норму отменили, и нам приходится платить по расценкам промышленных предприятий, то есть, в 2 раза дороже. Разницу в оплате нам пока компенсируют из городского бюджета.

- Компенсации – это один из стабилизирующих факторов…

- Во всем мире коммунальный общественный транспорт является дотационным. Я скажу так, что наше предприятие стабильно работает за счет соблюдения графика ремонта техники. Отъездил трамвай положенный километраж, и в каком бы состоянии он ни был, проводится ремонт. Но капитальные ремонты транспорта и инфраструктуры проводятся не за счет средств предприятия. В связи с тем, что мы проводим плановые ремонты, согласно пробегу транспорта, он постоянно находится в исправном состоянии.

Чтобы улучшить комфортность перевозок, необходимо увеличить скорость трамваев. А для этого следует устранить недостатки путей. Если в прошлом году срочного ремонта требовали 10 км пути, то с учетом выполненных в этом году работ, осталось еще 8 км. Самыми проблемными остаются участки по улицам Замостянской, Стрелецкой, Батожской и Янгеля.

Дело в том, что когда строились колеи, либо не сделали надлежащим образом дренаж, либо он с годами забился. Через 25 лет колею следует менять, а по Батожской ее с момента сооружения не меняли. На площади Гагарина при реконструкции сделали дренаж. Ливневые воды отводятся, поставили плиты, на которые положили колеи и тротуарную плитку. Сегодня там нет прежних проблем с «озерами» и проседанием.

- Как увеличится скорость после завершения ремонтных работ?

- Сейчас эксплуатационная скорость составляет 13 км/ч, то есть, с остановками. Даже при увеличении на 2 км/ч пассажиры почувствуют разницу. Возможно, это даже позволит на пару единиц сократить количество подвижного состава и выдержать нынешний интервал движения.

Скажу так, что предприятие сегодня готово осваивать любое количество средств для ремонта путейного хозяйства и подвижного состава.

«Можно было бы пустить троллейбус к площади 8 Марта, но Старогородский мост и улица Князей Кориатовичей слишком узкие»

- До конца года КП «Винницкая транспортная компания» обещает завершить изготовление восьмого собственного трамвая. Раньше ВТК занималась собственной реконструкцией троллейбусов. Сейчас в этих работах нет необходимости?

- Уточню, до конца года мы завершим 4-го в этом году или 8-го трамвая VinWay. Мы получили 40 новых троллейбусов «Богдан», провели капитально-восстановительный ремонт 120-и старых ЗиУ-9. Поэтому ни одного троллейбуса «под забором» нет. Надо учитывать, что мы эксплуатируем транспорт, половина которого превышает срок эксплуатации в 2-3 раза. Это накладывает большую ответственность на коллектив и большие затраты на ремонт и обслуживание подвижного состава.

Поэтому надеемся, что согласно Комплексной программе развития городского пассажирского транспорта 2018-2023 годов, мы со временем обновим подвижной состав.

- Горсовет рассмотрит и, вероятно, утвердит программу развития общественного транспорта в Виннице на ближайшие 5 лет. Этим документом предусмотрено продолжение в 2018-м троллейбусной ветки по Тяжилову от остановки «ул. Луговая» до выезда из города. Там же будет две остановки. Какова ориентировочная цена проекта и насколько, как Вы высчитаете, маршрут будет окупаем?

- Согласно этой программы предусмотрено строительство троллейбусной линии от остановки «Луговая» до СТО «Винничина авто». Сегодня сложно сказать, сколько средств нужно. Частично работы выполнены. Опоры «Горсвет» установил, когда ставил светильники, они подойдут под нашу контактную сеть, отчасти проведен кабель…

Проблема была только в отсутствии подстанции. Из этой ситуации мы вышли следующим образом – прокладываем кабель от имеющейся в районе бывшего Радиолампового завода, и им станем питать новую линию. При выделении нескольких миллионов на контактный провод, в будущем году троллейбус будет ходить до СТО на ул. Ватутина.

Хочу уточнить, что программу развития общественного транспорта на ближайшие 5 лет следует воспринимать как план, к выполнению которого надо стремиться.

- Винничане обоснованно утверждают, что в связи с появлением новых предприятий город нуждается в строительстве линии по Немировскому шоссе от «ул. Чехова» до развилки с Окружной дорогой. Почему это направление не рассматривается?

- Сейчас мы не можем говорить об этой линии по ряду причин. Во-первых, по этой трассе ходят автобусы, которые на данный момент вполне обеспечивают потребности пассажиров. Во-вторых, для сооружения там линии необходима новая подстанция. Иных вариантов нет. По приблизительным подсчетам, строительство подстанции обойдется свыше 20 млн. грн.

В-третьих, в этих вопросах нам помогает Винницкий национальный технический университет. Поэтому когда винничане подают идеи, они изучаются специалистами, которые потом научно обосновывают свои предложения. И если сегодня, скажем, не актуально сооружать новую линию, то со временем, когда изменится пассажиропоток, ученые могут изменить точку зрения. Сначала проект экономически обосновывается, а затем только ставится вопрос – строить или нет.

- Якобы рассматривался вариант продления маршрута по Немировскому шоссе до аэропорта у Гавришовки с применением троллейбусов на автономном ходу или электробусов…

- Такая идея обсуждалась. У нее есть перспектива. Так мы бы смогли обойтись без подстанции. Пока говорить о ее реализации нельзя, поскольку нет соответствующего транспорта. Думаю, что к этому проекту можно будет вернуться позже.

- Какие направления для сооружения новых линий лично Вы считаете потенциально рентабельными и социально необходимыми?

- Нам, как практикам, чем больше линий, тем лучше. Чем больше подвижного состава выпускаем на линию, тем больший доход получаем. При этом мы должны быть реалистами и доверять университету.

Можно было бы пустить троллейбус к площади 8 Марта, но Старогородский мост и улица Князей Кориатовичей слишком узкие. Поэтому я считаю достаточно оптимальной нынешнюю систему с учетом маршрутных такси, которые подвозят пассажиров к муниципальному транспорту.

- Чем объясняется необходимость сооружения трамвайной линии по пр. Коцюбинского – от площади Победы до Привокзальной?

- Люди часто нарекают на то, что трамваем долго ехать к вокзалу. Действительно, «в объезд» теряется около 10 минут. Перспективное сооружение линии по проспекту не означает, что будут сняты с маршрута трамваи. Район Муниципального рынка считается перспективным, там активно строится жилье. Так что, если все получится, будут две ветки.

Более того, возможно, что там мы закольцуем эти линии. То есть, трамвай сможет двигаться по кругу – с вокзала через пл. Победы и ул. Янгеля либо по Стрелецкой через Коцюбинского на вокзал. Не говорю о новом маршруте, скорее, это кольцо понадобится для технологических целей.

- Сооружение трамвайной ветки обойдется более чем в 100 миллионов?..

- Судя по всему. Мы же понимаем, что делать ее нужно не по классической технологии, а на плитах, как на Соборной. Во-первых, полотно будет долго служить, во-вторых, не уменьшит проезжую часть.

- Еще одно перспективное направление – троллейбусная ветка по ул. Липовецкой от Муниципального рынка к ул. Зулинского (быв. Тарногродского)…

- Сразу уточню, некогда там планировалось сделать трамвайную линию. К сожалению, Липовецкую пересекает железнодорожный путь, а по нынешним нормативам две пути пересекаться в одной плоскости не могут. Поэтому и альтернативы троллейбусам там нет. Мощности подстанции позволяют обеспечить контактную сеть.

- Другими словами, программа развития общественного транспорта большей частью основана на потенциале существующих подстанций…

- Конечно. Вместе с тем, у нас запланировано строительство подстанции на ул. Киевской, где нет резервных вариантов. Если действующая выйдет из строя, нам нечем обеспечить напряжение в сети на этой улице. В других местах есть подстраховка. Кстати, когда-то мы начинали строить там подстанцию. Потом не было средств, а сейчас убедили руководство города в острой необходимости. Не исключено, что в ближайшие пару лет этот объект появится.

- Расскажите о своих увлечениях вне работы…

- Раньше в свободное время, когда оно выпадало, я любил ходить на рыбалку и охоту. Теперь его у меня очень мало, поэтому стараюсь каждую свободную минутку проводить с пожилыми родителями и внуком.

Игорь ЗАИКОВАТЫЙ

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Между Россией и Украиной прекращено действие соглашения о поставках оружия ОС продвинулись в серой зоне и заняли выгодные позиции Порошенко отреагировал на объявление подозрения Черновол Террористы «ДНР» устроили облаву на окраине Донецка Россия покупает у Турции системы по борьбе с ударными беспилотниками

Лента публикаций