Валентин Войно-Ясенецкий стал Архиепископом Лукой в разгар сталинских гонений на церковь, за что несколько раз побывал в ссылках. Это не мешало ему оставаться одним из ведущих хирургов страны и даже получить Сталинскую премию за научную работу.
Валик родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в Керчи в семье набожного римокатолика, провизора Феликса Войно, происходящего из обедневшего польского дворянского рода. После окончания гимназии и Киевского художественного училища постигал азы живописи в Мюнхене в частной школе профессора Книрра. Но учиться в Академии Художеств юноша передумал. Проучившись год на юрфаке, в 1898-м Валентин стал студентом медицинского факультета Киевского университета. Окончив его с отличием, в годы русско-японской войны работал заведующим хирургического отделения военного госпиталя в Чите. Там женился на медсестре военного госпиталя Анне Васильевне Ланской – дочери управляющего поместьем на Украине.
С 1905 по 1917 годы Валентин работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губерний, проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, глазах, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. Во время первой мировой войны в нем пробудилось религиозное чувство, и он начал постоянно ходить в церковь.
В 1916-м Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему “Регионарная анестезия” и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого. В 1917-м Войно-Ясенецкий выиграл конкурс на место главного врача и хирурга Ташкентской больницы.
В 1919-м его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей.
Войно-Ясенецкий стал одним из инициаторов создания Ташкентского университета и в 1920-м был избран профессором кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии. Известность хирурга возрастала, на его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком. Но сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Сначала профессор был рукоположен во диакона, а затем и в иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора. В мае 1923-го отец Валентин стал монахом Лукой – в честь апостола и евангелиста, который к тому же был врачом и художником. А вскоре был тайно рукоположен в сан епископа Ташкентского и Туркестанского. Принимая священнический сан, профессор получил от Патриарха Тихона благословение, подтвержденное позже и Патриархом Сергием, не оставлять научную и практическую деятельность по хирургии.
Спустя неделю после рукоположения Ясенецкий был арестован. Прошел по этапу Ташкент – Москва – Енисейск – Туруханск – деревня Плахино (между Игаркой и Дудинкой). В ссылке сочетал врачебную и пастырскую практику, равно как и по возвращении в январе 1926-го в Ташкент. С ноября 1927-го проживал в Красноярске, где служил в местном храме и работал врачом в городской больнице. 6 мая 1930 года Войно-Ясенецкий был снова арестован и этапирован в Архангельск. Освобожден в мае 1933 года. В те времена церковь терзал внутренний раскол, почти все приходы были в руках “обновленцев”, временно и тайно поддерживаемых большевиками. Но Лука Войно-Ясенецкий оставался верен ортодоксальной церкви. А в 1934-м вышла в свет книга Епископа Луки “Очерки гнойной хирургии”, быстро ставшая настольной книгой советских хирургов.
Несколько лет профессор Войно-Ясенецкий возглавлял главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. Но 24 июля 1937 года был арестован в третий раз. Известно, что с марта 1940-го работал хирургом в ссылке в Большой Мурте (110 км от Красноярска). С октября 1941-го стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Именно благодаря своему ремеслу Войно-Ясенецкий “легко отделался” в трех ссылках – хорошие хирурги нужны всем и в любые времена.
Осенью 1942 года Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В конце 1943-го опубликовал второе издание “Очерков гнойной хирургии”, а в 1944-м – монографию “О течении хронической эмпиемы и хондратах” и книгу “Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов”. За эти труды архиепископу Луке была присуждена Сталинская премия первой степени. Есть сведения, что он состоял членом Академии Медицинских Наук. Можно себе только представить, какими глазами тогда смотрели на выдающегося хирурга в рясе, с крестом на шее, бородой, длинными волосами и четками, в кабинете которого висели иконы.
8 сентября 1943-го архиепископ Лука был участником Собора, единогласно избравшего митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви и лишить сана всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов.
В конце 1943 года архиепископ Лука переехал в Тамбов. Хотя зрение его начало заметно ухудшаться, он вел активную работу в эвакогоспиталях, выступал с докладами, читал лекции для врачей. В январе 1944-го его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В мае 1946 года он был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В это время опубликовал три новые медицинские работы, но зрение его становилось все хуже. Левый глаз уже давно не видел света, а на правом стала зреть катаракта, осложненная глаукомой. В 1956 году архиепископ Лука совсем ослеп. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают, и диктовал свои работы и письма.
Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года.
22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука синодом Украинской Православной Церкви причислен к лику местночтимых святых. Также канонизирован как местночтимый святой Красноярской епархией РПЦ. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен как исповедник (святой) в сонме новомучеников и исповедников Российских. Почитается как святой другими поместными Церквями, в частности, Элладской православной церковью.
О характере Войно-Ясенецкого современники говорили разное. Одни о его спокойствии, скромности и доброте, другие о высокомерии, неуравновешенности, заносчивости, болезненном самолюбии. Что ж, успешно сочетать карьеру хирурга и первосвященника, особенно в те времена, мог только человек с очень сильным характером. Вполне возможно, что его громадный авторитет в области хирургии, привычка к безусловному повиновению окружающих, особенно во время операций, создала у него нетерпимость к чужим мнениям даже в тех случаях, когда его авторитет вовсе не являлся непререкаемым. Заслуживает внимания и тот факт, что, несмотря на многочисленные ссылки, вдовцу Войно-Ясенецкому удалось вывести в люди своих детей, ставших медиками: Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, Алексей – доктором биологических наук, Елена – врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки знаменитого хирурга пошли по тому же пути.
P.S.: Архивная цитата:
– Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве Вы его видели, своего Бога?
– Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ