Сергей Александрович Подгорный родился первого января 1954 года в селе Буча Киево-Святошинского района Киевской области. Мальчик усердно занимался бальными танцами, особенно ему нравились быстрые. Очень скоро Сергей перерос сельский уровень, и тренер посоветовал ему пробиваться в Киев, но в столице Украины у него не сложилось: “Я пошел в бывший Дворец пионеров, там преподаватели хорошие были, хотел записаться на просмотр. Долго нас не брали. Но даже когда взяли, все равно оттеснили на задний план, так сказать. А кому мы нужны были из какой-то Бучи? После этого танцы я и бросил”. И так всю жизнь…
После того, как с танцами было покончено, Сергей переключился на футбол. И здесь парень показывал неплохие результаты: “Ну, конечно, Марадоной бы я не стал, а поиграть хотя бы в первой лиге мог бы”. Не после серьезной травмы ноги со спортом пришлось завязать. К решению стать актером Сергея подтолкнуло знакомство с девушкой. Она приехала погостить к родственникам в Бучу, перед тем, как поступать на актерские курсы при Театре имени Ивана Франко. Вместе они и отправились в Киев, вот только барышня поступила, а Подгорный нет - на том их знакомство закончилось. Но Сергей не стал опускать руки и уже вскоре поступил в Киевский государственный институт театрального искусства имени Карпенко-Карого. А через некоторое время Леонид Быков в принципе случайно пригласил молодого студента в свою картину “В бой идут одни “старики”.
Картину о героизме советских летчиков в годы войны знаменитый режиссер мечтал снять давно. Еще в конце 60-х им в содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма, основанный на реальных событиях времен Великой Отечественной войны. Но высокое начальство долго не давало добро на съемки. И только после нескольких лет обкатки этого произведения на театральной сцене Быков наконец-то получил разрешение. На роль молодого летчика по прозвищу Смуглянка Быков первоначально пригласил студента театрального училища Анатолия Матешко. Но съемки были уже в самом разгаре, когда Матешко, прельстившись главной ролью в другом фильме, ушел из картины. Надо было срочно искать замену. В это время ассистент Леонида Быкова как раз привез на съемочную площадку молодых ребят-первокурсников театрального института. Просмотрев их своим профессиональным взглядом, Быков остановился на девятнадцатилетнем Сергее Подгорном.
Съемки картины “В бой идут одни “старики” завершились в конце 1973 года, а на экран она вышла летом 1974-го. До конца года фильм собрал в кинотеатрах 44 миллиона зрителей, заняв четвертое место в прокате. Ошеломительный успех не мог не отразиться на актерах. Первые годы после выхода на экраны картины Сергей Подгорный буквально купался в лучах всенародной славы. Однако с новыми ролями не срослось: то ли режиссеры не очень верили в талант молодого актера, то ли просто снова не везло. До конца учебы Подгорный снялся в роли Гриши в сериале “Рожденная революцией”, и небольшой роли прапорщика Колесничука, спасшего главного героя Петю, в приключенческой картине “Волны Черного моря”.
В 1976-м Сергей Подгорный окончил КГИТИ имени Карпенко-Карого и стал актером Киевской киностудии имени Довженко. Регулярно снимался в самых разнообразных картинах, но, как правило, в ролях второго плана, которые оставались для широкого зрителя незамеченными. Тем временем Сергей Подгорный, который до съемок в “стариках” вообще не пил и не курил, стал все чаще прикладываться к рюмке. Все начиналось с того, что молодой неопытный актер просто не мог отказать многочисленной армии поклонников, которым очень хотелось выпить вместе со звездой. А когда после кратковременной вспышки всенародной славы наступил долгий период небытия, Подгорный стал прибегать к алкоголю от обиды за то, что лучшие годы уходят, а интересных ролей все нет. К несчастью Сергея, веривший в него Леонид Быков умер в 1979 году.
Тем не менее, хоть и во второстепенных ролях, но актер регулярно снимался вплоть до 91-го. Затем было две роли в 1995-м, а потом Подгорный сыграл уже в украинском фильме “Золушка с острова Джерба”, снятом в 2008-м. Не лучше обстояли дела и в личной жизни. Первая жена Сергея Света не выдержала попоек мужа и ушла. Точно таким же в принципе оказался и второй брак. У Подгорного есть дети, с которыми он практически не поддерживает отношения.
В последние годы жизни Сергей Подгорный вместе с мамой жил в родном селе за две скромные пенсии (актер имел группу инвалидности). Еще с перестроечных времен, видя, что больших денег в кино ему не заработать, актер начал осваивать строительные специальности. После распада Союза Сергей даже поехал в Чехию работать строителем, был бригадиром: “Мы строили автобаны, перестраивали гостиницу в Градец-Кралове… Считаю, что, кроме всего прочего, мужчина должен владеть рабочей специальностью. Я и владею. Вот это все делал своими руками: плиты во дворе выложил, двери смастерил, кровлю тоже”. Работал Сергей Подгорный и столяром, в том числе мастерил и гробы. Но алкоголь и полубомжеватый образ жизни берут свое: здоровье - слабое, сознание - законченного алкоголика с проблесками затухающей интеллигентности, внешность – бомжа. Правда, сам актер уверял, что подорвал здоровье во время съемок, когда упал с лошади, а совсем его подкосило то, что Буча находится в четвертой Чернобыльской зоне. Местные медики инвалидность Подгорного объясняли иначе: в 2008-м “Серега” едва не попал под поезд, отделавшись травмами и сотрясением мозга.
Умер 19-го июля 2011 в Буче.
P.S.: Из воспоминаний Сергея Подгорного о съемках “В бой идут одни “старики”:
“Во время съемок такая аура была, такая атмосфера! Ведь Быков - не только организатор съемочного процесса. Он сделал все для того, чтобы группа вкусно и сытно кушала. И это не в гостинице, еду на поле вывозили. А снимали в Шестовице, под Черниговом. Село рядом, все съестное прямо из печи или грубы…Такая вкуснятина была! Значит, нас привозят на съемочную площадку, а там парное молоко, домашний хлеб, булочки… А рядом Десна - такая красота! Леонид Федорович распорядился, чтобы сделали длинный стол в лесопосадке. Привозили из того же села обед… крылышки, бедрышки, тут же помидорчики, огурчики с огорода. Леонид Федорович Быков был, прежде всего, человеком. Конечно, неординарный артист и великолепный режиссер. Такой атмосферы творческой и производственной я не встречал нигде. Ровные отношения к любому человеку. И неважно, кто ты - актер, ассистент или гример”.
Поготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ