Русский знак от синьора Fornasetti

11.05.2017 20:46 42

Русский знак от синьора Fornasetti

Дизайн — это не внешность предмета.
Дизайн — это проникновение в его суть.
Филипп Старк
Заканчивается 2013 год, на протяжении которого весь дизайнерский мир праздновал 100 лет со дня рождения великого Пьеро Форназетти. В заключение торжеств в Милане организована выставка — с 13 ноября 2013 г. по 9 февраля 2014 г., которая представляет ранее неизвестные вещи, интересные инсталляции и целые интерьеры от именитого мастера.
Да... Любителям иллюзий и визуальных обманок есть на что посмотреть! Царствует здесь, конечно, наивное личико Лины Кавальери в разных вариациях, но представлены и другие, менее известные, декоративные мотивы. Когда проходишь по этим сюрреалистическим залам, невольно включаешься в игру символов, загадок и недосказанностей. Есть среди них один образ, глубокий и объёмный настолько, что по нему, пожалуй, можно изучать, как делается дизайн вообще: как создаётся авторский декоративный мотив, способный жить десятилетиями и не устаревать, быть модным и в 60-е годы XX века, и сегодня, спустя 50 лет, и ещё столько же в будущем.

Лицо всех времён и народов

Этот образ — солнце из серии «Soli e Lune» («Солнце и Луна»). Символическое изображение солнца-лица с расходящимися вокруг лучами Форназетти впервые использовал для коллекции тканей в 1950-х годах. Рисунок получился ярким и звонким, золотое на красном смотрелось одновременно роскошно и классически, а графичный нерегулярный узор был в русле тенденций того времени. Удачное начало — и автор решает повторить рисунок уже на мебели. Так появляется знаменитая ширма «Soli e Lune». Дальше изображение с текстиля перебирается на керамическую плитку, посуду, обои и различную мебель. Появляются интерпретации, варианты, но суть сохранена незыблемо: вот солнце, вот луна, их абрис прост, а лёгкая улыбка скользит по лицам «живых» небесных светил — как иллюстрация из давно забытой детской сказки, как что-то родное — и весёлое, и ностальгическое одновременно. Фотогалерея #2
Ностальгическое чувство нас не обманывает: действительно, в своей жизни мы и раньше обязательно видели эти улыбающиеся солнышки. Тем более, что поводов было предостаточно. Солнце в виде лица с расходящимися вокруг лучами, написанное золотой краской, — древнейший символ, известный на Западе и Востоке настолько, что, пожалуй, нет региона, где бы он не встречался в той или иной форме. В качестве давно известной и до сих пор используемой в геральдике фигуры солнце с человеческим лицом и лучами присутствует на исторических и современных гербах и флагах многих стран и отдельных городов Европы, Азии и Южной Америки. В наше время оно есть на государственных символах Аргентины, Эквадора, Уругвая и Шри-Ланки. На флагах Аргентины и Уругвая — стилизация древнего культового символа индейцев, в виде человеческого лица с сиянием из 32 и 16 лучей. Гербы и флаги Южной Америки И всё бы ничего, но вот что удивительно: такое же изображение мы находим и на европейских родовых и городских гербах. Да-да, солнышко с обаятельной улыбкой и тут заняло свои позиции. Представители европейских дворянских родов охотно помещали символ света, славы, величия и благочестия — да и вообще — всего самого доброго и прекрасного — на свои фамильные гербы. Интересно, что на европейских геральдических символах лучи чередуются — так же, как на флагах Аргентины и Уругвая и на рисунке Форназетти — прямые/извилистые. Это была характерная черта изображения, имевшая своё обоснование: прямые лучи обозначали свет от солнца, извилистые — пламя. Гербы и флаги Европы Не обошла традиция и русских дворян, например, князей Сольских, Херасковых, Щербачевых. На гербах русских, украинских и белорусских населённых пунктов и теперь можно найти немало примеров. Особенно выделяется герб г. Каменца-Подольского, имеющий очень древнюю историю. Фотогалерея #10 Самой известной в Европе стала эмблема короля-солнце Людовика XIV, того самого, который построил Версаль. Нечто похожее можно отыскать и в творчестве Форназетти. Блюдо «Re Sole», Fornasetti В Азии была в обиходе другая весьма распространённая эмблема: «Лев и Солнце». Обратите внимание на солнечное лицо, лукаво выглядывающее из-за спины царя зверей. Узнаёте? В разные периоды сюжет использовался как царский или государственный герб. Эмблему считали своей династии правителей Персии (Иран), Империи Великих Моголов (территория современных Индии, Пакистана, части Афганистана). Эмблема тюркской династии персидских правителей Каджаров Эмблема тюркской династии персидских правителей Каджаров (1795-1925) «Лев и Солнце» Особенно любили льва с «олицетворённым» солнцем за спиной в Иране: символ сохранялся неизменно столетиями, изображался на гербах, флагах, монетах и орденах. ЭМБЛЕМА ТИГРО-ЛЕВ С СОЛНЦЕМ ЗА СПИНОЙ. Мозаичное изображение на портале медресе Шер-Дор. Самарканд, XVII век Эмблема тигро-лев с солнцем за спиной. Мозаичное изображение на портале медресе Шер-Дор. Самарканд, 17 век Получается, что знак от Форназетти, говоря возвышенным слогом средневековых мудрецов, — это «Вселенский» знак, знакомый многим поколениям самых разных людей в различных концах света — объемлющий «всю Вселенную», как тогда называли землю. Впечатляет? Но и это ещё не всё, далеко не всё. Сузим немного нашу «солнечную Вселенную» и перенесёмся в средневековую Европу — ведь именно там родился и сформировался как художник Пьеро Форназетти. А в Европе в Средние века кроме геральдики бурно развивалась ещё и картография. «Христианская топография» купца Козьмы Индикоплова («плавателя в Индию») — самый знаменитый географический памятник ранневизантийского периода (VI век н.э.). Из Византии книга попадает в Западную Европу и на Русь, где становится очень популярной. И тут представление о Мироздании не обходится без вездесущего солнышка-лика. Время идёт, о мире узнают всё больше, в Амстердаме печатают Атлас Андреаса Целлариуса «Harmonia Macrocosmica» (XVII век) с описанием системы Коперника — но и в нём солнце остаётся золотым, очеловеченным, с прямыми и извилистыми лучами. Фотогалерея #3 Солнечный лик, как это ни странно, был ещё и постоянным элементом средневековой христианской живописи. Особенно часто его можно встретить на иконах или других изображениях Распятия, где антропоморфные солнце и луна обязательно присутствуют начиная с VI века, с самых древних из дошедших до нас изображений — на миниатюре из Евангелия Раввулы (VI век) и иконе из Синая (VI-VIII века). Древние каноны в дальнейшем повлияли на творчество таких мастеров эпохи Возрождения, как Дюрер и Рафаэль. Фотогалерея #11 Православная церковь сохранила эту традицию до сих пор. В России вы можете увидеть солнце и луну с лицами и лучами как на древней иконе Распятия XII века в музее, так и на современных — XXI-го — в лавке ближайшего храма. Фотогалерея #6

Домашнее русское солнышко

Иконы в традиционном русском интерьере были не просто неотъемлемым элементом, а, без преувеличения, главным композиционным центром и основным декоративным акцентом на протяжении столетий. Причём дело касалось не только частного интерьера избы и терема, а позднее — одной или нескольких комнат дворянской усадьбы, царского дворца или квартиры какого-нибудь уездного учителя. Иконы обязательно присутствовали в каждой церкви, храме, огромном соборе или небольшой часовне — тогдашних постоянно посещаемых всеми общественных интерьерах; размещались над въездами на какую-нибудь территорию и входами в здание (вспомните, например, Воскресенские ворота Кремля). Можете представить масштаб распространённости изображения Распятия и, соответственно, солнца и луны в его составе? Мы и наши предки видели их за свою жизнь предостаточно. Более того, солнце-лицо присутствовало в жизни не только через предметы религиозные, но и через собственно декораторские приёмы в оформлении интерьера. В XVII-XVIII веках была распространена «астрономическая» роспись палатных перекрытий в царских и боярских хоромах, известная в истории отечественного изобразительного искусства под названием «бЕги небесные». Тяга к научному знанию была так велика, что мотив проник даже в настенные росписи церквей и соборов. Фотогалерея #7 Изучать «зодиаки» и любоваться небесными светилами могла не только элита, но и средний класс: лубочные картинки XVIII века так и назывались — «народные» и были доступны любому крестьянскому мальчишке. «Солнце с зодиаками» разительно напоминает форназеттинский рисунок — особенно похожи губы, подбородок и лучи с линиями на фоне длинных штрихов-радиусов. Любитель иронии Форназетти будто «забыл» нарисовать линии на двух лучах — и это лишь подчеркнуло естественное несовершенство образа, тем самым сделав его ещё интересней. «Солнце с зодиаками». Лубочная картинка, кон. 18 в. Лубки использовались не только в качестве картинок для периодического просмотра, но и размещались на стенах в качестве постоянного декора — постеров, говоря современным языком. Это было не что иное, как украшение интерьера. «Трапеза благочестивых и нечестивых». Лубочная картинка, 18 в. Известен факт применения солнечно-лунного мотива в дизайне одежды. В середине XVII века послы из Имеретии (современная Грузия) дарят царю Алексею Михайловичу Романову серебряную кольчугу, украшенную чеканными позолоченными солнцем и луной с человеческими лицами. В описи Оружейной палаты, по данным академика Ф. Солнцева, эта кольчуга была записана под № 1. С наступлением эпохи «русского стиля» во второй пол. XIX — первой трети XX века начался настоящий бум улыбающегося солнышка в дизайне. И.Я. Билибин и Б.В. Зворыкин рисуют свои знаменитые иллюстрации, благодаря которым книжная графика в дальнейшем приобретает статус особого вида искусства. Билибин создаёт театральные декорации, разрабатывает эскизы росписей для Государственного банка в Нижнем Новгороде. С.В. Малютин проектирует, а мастера в Талашкинских мастерских под Смоленском изготавливают резную мебель в «русском стиле». И везде — Оно! Фотогалерея #8
Советское время не менее плодовито на этот образ. Начиная с Палеха и различных иллюстраций к сказкам Пушкина до мультфильмов нашего детства и красочного оформления детских общественных интерьеров (детские сады, поликлиники, школы и санатории). Кто не помнит конопатое солнышко из «Антошки» или такое же весёлое солнышко на стене своего детского садика?

Как делается настоящий дизайн

То ли потому, что в древности славяне были солнцепоклонниками, то ли потому, что в Средние века верили во Христа, символом Которого тоже было солнце, то ли потому, что жили в суровом климате, в России любили символ солнца. Украшали резными солярными (вихревыми) розетками экстерьер избы и предметы быта, вышивали «коловраты» на текстиле, расписывали солнечными знаками вещи, сочиняли песни и сказки — всё о нём, о солнце. Холодной зимой, когда тёмным вечером за окном воет метель и трещит мороз, волей-неволей вспоминаешь о солнечном тепле и свете. И откуда бы ни приходил новый вариант образа — с Запада или с Востока, он всегда поддерживался местными традициями и органично вплетался в общую канву русского искусства. Поэтому «Soli» от Пьеро Форназетти — это русский знак, если не формально, то по духу точно. Вот почему его использование в интерьере сразу привносит национальные черты, даже если интерьер выдержан в других стилях. Спасибо мастеру за напоминание о нашем традиционном символе. Самое парадоксальное, что точно так же мог бы сказать и человек из Ирана или Америки, из Польши или Узбекистана, потомок древних инков или древних римлян, индийцев или славян. Интернациональность образа и явно национальное прочтение в каждом конкретном месте — разве это не повод назвать Форназетти гениальным? Глубокий, разносторонний, объёмный смысл делают изображения солнца в декоративном оформлении интерьера наполненным и обоснованным — оно подходит и для серьёзного кабинета, и для весёлой детской, и для респектабельной гостиной, и для уютной спальни. Оно способно «жить» в интерьере с любым стилевым решением: от этники до постмодернизма, от барокко до минимализма, от современной классики до русского модерна — словно находится вне конкретного стиля и одновременно в каждом из них. Фотогалерея #9
Солнце Форназетти вошло в сокровищницу не только итальянского, но и всего мирового дизайна, и это тоже показательно. Образ насколько современный, настолько и древний, насколько универсальный, настолько и близкий каждому. В исторической науке и психологии есть такое понятие: «архетип» — универсальный образ, сформированный коллективно в далёком прошлом, не осознаваемый напрямую, но имеющий идейное и художественное воздействие. Ай да Форназетти! Выбрав древний архетип в качестве декора, он беспроигрышно попал в десятку — не только обеспечив себе успех и славу талантливого дизайнера, но и научив нас, как надо делать настоящий дизайн. Золотое солнышко с человеческим лицом — это так просто и близко людям, близко сущностно, а не поверхностно. Что ж, спасибо за преподанный урок, уважаемый синьор Форназетти. За момент истины. Учитывая, что одно из значений солнца в искусстве — это истина (ведь при свете всё становится ясным), последняя фраза звучит как каламбур и приобретает всякие необычные значения, запутанные и едва уловимые. ...Привыкайте, мы же в мире великого иллюзиониста! Здесь на каждом шагу сюрпризы и загадки, за которыми прячутся настоящие открытия. Использованы иллюстрации: fornasetti.com, designboom.com, lmatr.ru, gerbovnik.ru, ru.wikipedia.org, bulahoop.com, heraldicum.ru, geraldika.ru, facebook.com/Marakanda.ru, marinni.livejournal.com, mirandalina.livejournal.com, mgomz.ru, журнал «Идеи Вашего Дома» (2013 г., № 01).
Автор: Филиппова Дарья
http://interiorwriter.wix.com/interiorwriter

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Порошенко оценил свои шансы на победу на выборах Перевозка негабаритных грузов в Москве и по России Кураев рассказал о последствиях для РПЦ разрыва отношений с Константинополем Интернет-магазин сантехники "ВиваВанна" В США хотят предложить Путину условия прекращения войны в Украине

Лента публикаций