Максим Рыльский родился 19 марта 1895 года в Киеве. Его на тот момент уже 54-летний отец - этнограф, общественный деятель и публицист - Фадей Рыльский был сыном богатого польского пана Розеслава Рыльского и княжны Трубецкой. Один из предков Рыльских в XVII веке был киевским городским писарем, другой - генеральным губернатором Белоцерковского староства во времена Колиивщины. А дед Максима был учеником базилиянской школы и при взятии Умани гайдамаками в 1768-м избежал казни только потому, что спел православный гимн “Пречистая Дева, мать русского края” - пораженные гайдамаки якобы отпустили парня, а также остальных осужденных на смерть поляков и евреев.
Как бы там ни было, но Фадей Рыльский вместе с Владимиром Антоновичем и группой других польских студентов посвятили себя изучению истории Украины и народу, среди которого жили – таким образом возникло так называемое движение хлопоманов. Рыльский опубликовал немало научных и этнографических статей о Колиивщине, изучал быт, обычаи и фольклор украинского народа. Мало того, Фадей к недовольству родни после смерти первой супруги даже женился на простой украинской крестьянке. Зато своему сыну передал аристократическую культуру, чувство независимости и веры в себя.
Мать Максима - Мелания Федоровна (в девичестве Чуприна) - была родом из села Романовка (ныне Попельнянского района Житомирской области). От нее сын взял колорит народного языка, его песни и лиризм, которыми впоследствии была пронизана вся его поэзия. Когда в 1902-м преждевременно умер отец, семья переехала из Киева в Романовку. Максим сначала учился в домашних условиях, затем - в частной гимназии в Киеве под опекой родни отца. С детства был знаком с композитором Лысенко, этнографом Ревуцким, актером и режиссером Саксаганским, фольклористом Руссовым. Даже жил некоторое время в их семьях. В общем, несмотря на раннее сиротство, Максим не знал бедности, любил природу, увлекался охотой.
Окончив частную гимназию, Рыльский в 1915-1918 годах учился на медицинском факультете Киевского университета Святого Владимира, потом перешел на историко-филологический факультет Народного университета в Киеве (основан гетманом Павлом Скоропадским). Впрочем, ни одного из них в тяжелых условиях разрухи и гражданской войны закончить не удалось. Максим занимался самообразованием, в первую очередь изучением языков и музыкой. С 1919 по 1929 преподавал в деревенских школах, в том числе и в родной Романовке, а также в киевской железнодорожной школе, на рабфаке Киевского университета и в Украинском институте лингвистического образования.
Первый сборник его стихов “На белых островах” вышел еще в 1910-м. В 1920-х Рыльский принадлежал к художественной группировке так называемых “неоклассиков”, равнодушных к “социалистической реальности” и скептично относившихся к пролетарской безвкусице. (В итоге их обвинили в декадентстве, и постепенно практически всех истребили.) Тем не менее, в течение десятилетия вышло десять книг стихов и несколько книг поэтических переводов Рыльского, в частности в 1927-м перевод поэмы Адама Мицкевича “Пан Тадеуш” (для поляков этот автор, как Пушкин для русских или Шевченко для украинцев). Литературные критики высоко отмечают этот период творчества поэта и его сборники: “Синяя даль” (1922), “Сквозь бурю и снег” (1925), “Тринадцатая весна”(1926), “Где сходятся дороги” (1929), “Гомон и отзвук” (1929).
В 1931-м у НКВД “дошли руки” и до Рыльского: после ареста он почти год просидел в Лукьяновской тюрьме в Киеве. На тот момент его коллеги неоклассики Д. Загул, М. Драй-Хмара, П. Филиппович, М. Зеров и ряд других уже были репрессированы, а многие из них уже и погибли в концлагерях. Максим Фадеевич, пытаясь сохранить свою жизнь, пошел на компромисс с властями. Здесь главное, что последние все-таки высоко ценили талант поэта, ибо с большинством репрессированных литераторов никто и не собирался искать компромиссы, перемалывая за ненадобностью. Из всех неоклассиков уцелел только один единственный Рыльский. Не избежал печальной участи и Остап Вишня, который, например, забрал Рыльского к себе в Харьков откормиться после ареста.
Зато понятно, почему творчество Рыльского после тюрьмы резко изменилось. В сборнике “Знак весов” (1932) Максим провозгласил активное восприятие советской действительности, после чего был зачислен в число официальных советских поэтов. С тех пор его творчество разделилось на два русла - официальное и лирическое. В последнем ему удавалось создать независимые от политики, сугубо художественные произведения, пережившие его и ставшие классикой литературы. Впрочем, Рыльский время от времени получал нагоняи. Например, в начале октября 1947-го “Советская Украина” напечатала статью “О националистических ошибках Рыльского”. Кроме того, Максим Фадеевич обвинялся в “буржуазном объективизме, отсутствии большевистской партийности, советской идеологии и культуры”, в том, что “не овладел основами марксистско-ленинского мировоззрения, не лишился влияния буржуазно-националистической идеологии”.
Тем не менее, до предметных репрессий дело так и не дошло. Спасло покровительство неравнодушных к хорошей поэзии партийных боссов (Рыльского якобы “крышевал” Никита Хрущев). А также, естественно, “правильные” творения, за которые в 1950-м поэт был удостоен Государственной премии СССР, а в 1960-м – Ленинской. В “советский” период своего творчества Рыльский написал тридцать пять книг стихов, лучшими среди которых признаны: “Знак весов” (1932), “Лето” (1936), “Украина”, “Сбор винограда” (1940), “Слово о Родине”, “Розы и виноград” (1957), “Голосеевская осень”, “Зимние записи” (1964). Также вышло четыре книги лирико-эпических поэм, много переводов, научные труды по языкознанию и литературоведению. (Максим Фадеевич оставил после себя высокопрофессиональные переводы на украинский язык произведений французской, польской и русской литературы.) Особо критики хвалят Рыльского за работы, вышедшие в мир во время хрущевской оттепели.
Женился поэт в 1926-м на Екатерине Николаевне Очкуренко, усыновив ее сына от первого брака Георгия, в 1930-м у них родился Богдан (когда Екатерина умерла в 1958-м, оба ее мужа на похоронах плакали, обнявшись). Последние 13 лет Максим Рыльский жил в собственном особняке под Киевом. Сквозь всю свою жизнь пронес страстную любовь к охоте и рыбалке. Умер 24 июля 1964-го, похоронен в Киеве на Байковом кладбище.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ