Сахалин во времена Карафуто – обзор домов и наследие Сахалина
После Русско-Японской войны южной частью острова в 1905 году завладел японцы. В течение 40 лет они выстраивали города, развивали промышленность на южной части острова.
После того, как Сахалин будет освобожден в 1945 году войсками из СССР, остров снова стал частью страны. В годы СССР Сахалин развивался интенсивно, и потому следы присутствия японцев стали почти незаметными.
Сейчас сохранилось не так уж много построек из прошлого в регионе, а внимательные люди обязательно их найдут. Мы расскажем вам о японском периоде Карафуто на Сахалине, а еще про главные памятники времен губернаторства.
…, который входил в состав империи Японии с 1905-1945 года. Само название «Карафуто» ввели японцы и ранее применяли как обозначение для всего Сахалина, но на данный момент все чаще используется названием «Сахалин». Карафуто имело довольно важное экономическое и при этом стратегические значение для того, чтобы произошло становление Японской империи. А вот губернаторство, точнее термин, использовали как обозначение временного промежутка, когда на южная часть острова принадлежала японским властям. За 40 лет 16 политиков успели побывать губернаторами.
Южно-Сахалин (Тоёхара)
Для только что приобретенной территории требовалась новая столица, и для реализации задачи было выбрано место, где ранее было российское село Владимировка. В роли эталона для новой столицы был взят город из США, Чикаго. Именно так и появилась популярная планировка Южно-Сахалинска – городок поделен на 4 части двумя основными улицами. Речь идет про улицу Сахалинскую (Маока-дори) и Ленина (Одори). В этом месте сохранилось примерно пару десятков объектов архитектуры еще со времени Карафуто. Они заметно отличаются даже внешне из массива остальных построек и несут в себе не просто эстетическую красоту, но и глубочайшую философию, которая зашифрована в элементах архитектуры. Здание японского банка (в прошлом) формирования Хоккайдо 1930 года строение военного госпиталя Тойохары сейчас является военным госпиталем на улице Чехова и не просто. Самая популярная достопримечательность японского типа в Южно-Сахалинске – музей с информацией об историческом прошлом, здание под которое было выстроено японцами в 1937 году. Что интересно, оно изначально было задумано как помещение для хранения исторических ценностей. Там выставляли этнографические коллекции коренных жителей острова, по зоологии/палеонтологии/ботанике и другому. Здание, выделенное под музей, оформлено в японском классическом стиле императорской короны.
Холмск (Маока)
Временной промежуток губернаторства ощутимо повлиял на будущую судьбу Холмска. Вначале японцы обратили внимание на бухту, которая не замерзает и превратили маленькую деревню в реальный город-порт. Кроме того, новые владельцы выстроили кирпичный завод и пару электрический станций, проложили линию для звонков по телефону и создали водопровод. Около Холмска есть легендарная среди Сахалинских жителей железная дорога, выстраивание которой помечается первой половиной 20 века. Железнодорожные пути проложены через гору и выходят на мост через тоннель, который люди называют очень просто – Чертовым Мостом, который расположен на высоте 41 метра, а еще протянут на 125 метров вперед и смог соединить 2 горы между собой. Если вы пройдете дальше по мосту, проходя дополнительный тоннель, перед вами будет более гигантское строение от инженеров из Японии – Ведьмин мост. Он чуть выше, чем его собрат – на 9 метров и длиннее 75 метров. До 1994 года движение по такой железнодорожной ветке не прекращалось, а в 21 веке можно созерцать красивые виды Сахалинской природы, сидя в вагончике не выйдет, потому что область тоже совершила переход на общий российский стандарт по железным дорогам.
Томари (Томариору)
Маяк Анива (Рутака)
Если говорить о таком маяке, как Анива, то он представляет собой один из труднодоступных маяков в РФ. Он был выстроен в 1939 году на маленькой горе Сивучья, возле скалистого мыса Анива. В таком месте можно наблюдать постоянные туманы и течения подводного типа. Почти восемь десятков лет такой маяк спасал от гибели суда, которые подходили к берегам из камней. Это великое строение имеет 9 этажей и достигнет высоту в 31 метр. При Карафуто первый этаж строения был предназначен для оборудования, а другой для радиосвязи. С 3 до 5 этажи были местом для жилого строения, а на маяке находились до 12 человек. На 6 этаже было помещение склада, на седьмом была пневмосирена. Восьмой был отведен под хранилище на горючее. А на верхнем был вращательный механизм наподобие часового – в центре башни была труба с гирей в 270 кг. Для вращения прибора освещения механизм требовалось заводить каждые 3 часа. Свет от маяка был заметен на дистанции до 35 километров.
Корсаков (Отомари)
Это самое старое русское поселение на острое Сахалин. В 1905 году все это место на юге отошло к Японии и пост решили назвать, как Отомари. До осени 1908 года тут был административный центр Карафуто, а после был перенесен в Тоёхара.
Банковское отделение «Хоккайдо Такусёку Гинко»
Руины храма Мерей Дзиндзя
Он был выстроен в честь японского майора Нисикубо, который погиб при боевых действиях при Русско-Японской войне. Сейчас от храма остался лишь памятник «тюррейто», на котором выбит огромный список солдат из Японии, которые погибли. Еще вы можете увидеть рядом стелу с подписью японского военного начальника – генерала Коуити Нобори. В то время в Японии был обычай – наносить на такие памятники надписи, которые сделаны популярными в то время военными начальниками.
Макаров (Сиритору)
Японская технология строительства домов необычная. В Макарове японцы выстроили много строений – шахту, целлюлозно-бумажный завод и остальные предприятия. Во время правления Карафуто, а поселение стало процветающим городком, в котором в определенный момент жило 15 000 японцев.
Храмовые остатки Сиритору дзинзя
И даже в 21 веке Сахалин продолжает своеобразно сотрудничать с Японией. По большей части это касается туризма, рыболовства и здравоохранения. Участие японцев положительным образом сказывается на экономическом развитии острова.