В церковной среде Винничины произошло разделение. По разным причинам далеко не все из тех, кто регулярно посещал храмы Московского патриархата, поддерживают решение митрополита Винницкого и Барского Симеона о «переходе» в каноническую поместную церковь. Владыка принял решение. Более того, он откровенно говорит о том, что именно из Москвы все эти годы навязывалась идея вражды, невосприятия, тогда как прихожан нужно учить любви даже к недругам, и Учению Христову. Об этом и многом другом Симеон рассказал в интервью “РЕАЛу”.
«Еще до 15 декабря началось мое, как говорят в миру, шельмование… Собрали комиссию, которая должна была заняться проверкой»
– Владыка, это верно, что еще в 2000-м Вы поднимали вопрос об автокефалии Украинской православной церкви?
– Да, это был юбилейный Собор в Москве. Я не только на нем, но и на других Соборах поднимал этот вопрос, будучи еще епископом Владимир-Волынской кафедры. На западе Украины всегда настроения были иными.
Если взять непосредственно винницких священников и прихожан, то среди них я бы отметил «русскомирный» дух, а на Западной Украине преобладает проукраинский дух, хотя священников обучали в «русскомирном» или промосковском направлении.
На Архиерейских соборах о единой автокефальной церкви я давно говорил, поясняя, что это объединит народ, послужит во благо, положит конец разделению. Разделения не только приходов. Мы же видим, что семьи разделились. Получалось так, что люди не могут своей семьей ходить в одну церковь. Одни не хотят идти в храм, называя его московским, а другие – в другой храм, именуя его «раскольничьим».
Мнение о необходимости автокефальной церкви у меня сформировалось, еще когда был семинаристом. Оно сохранялось, когда был монахом в Даниловом монастыре, не пропало когда был в Киево-Печерской лавре. Уже 23 год я – архиерей (с 15 декабря Православной церкви Украины), и убеждений не поменял.
– Обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею подписали 10 архиереев УПЦ МП, но на Объединительный собор пришли только Вы и митрополит Александр (Дробинко). Как считаете, почему остальные изменили свою точку зрения?
– Как говорится, «дивны дела твои, Господи»… Перефразируя, скажу, что дивные архиереи наши в делах своих. Я знал, что наши архиереи будут на Соборе. Даже ночью 15 декабря меня в этом уверяли экзархи Константинопольского патриарха. И президенту, и экзархам они обещали.
Никто не раскрывал тайны подписантов, кто конкретно поставил подпись, потому что все боялись, что заранее будут приняты решения, как позже по мне и митрополиту Александру, об исключении из числа архиереев и запрете служения. В узком кругу было известно, кто собирался прибыть на Объединительный Собор. Но вечером 14-го и ночью 15 декабря выяснилось, что одни «заболели и лежали под капельницей», другие оказались за границей.
Может быть, испугались, поэтому вышло так, что на регистрацию мы пришли вдвоем с владыкой Александром. Хотя в свое время я говорил, что сам не пойду. Нас с владыкой Александром заверяли, что будут и другие. Случилось так, как случилось. Я сожалею не о том, что пришел, а о поведении наших архиереев.
Решение Вселенского патриархата заключалось в том, что на Соборе должны быть представлены все ветви православия. Хотя на него пришли только два архиерея из УПЦ МП, он признан таким, который состоялся. Автокефалия есть.
Я рад, что стал участником создания 15-й по счету поместной православной церкви в мировом православии. И что сегодня в Украине все православные церкви канонические, «правильные» и нет раскольников, хотя в МП и заявляют, что ПЦУ неканоническая… Вселенский патриарх сказал, что ради единения он применяет церковную экономию – проявление любви и предоставил канонические доказательства.
Впрочем, еще до 15 декабря началось мое, как говорят в миру, шельмование… Собрали комиссию, которая должна была заняться проверкой, делались другие шаги, чтобы меня сместить с кафедры. Я считаю, что в этом был интерес если не Блаженнейшего Онуфрия, то людей из его окружения, которые сегодня имеют власть.
– Священник Алексей Дедюхин писал в Facebook, что нардеп Вадим Новинский приложил все усилия для того, чтобы эти восемь архиереев не добрались 15 декабря к Святой Софии. Насколько его участие в срыве Собора было действенным?
– Еще 4 года назад, когда избрали Блаженнейшего УПЦ (МП) Онуфрия, разное говорили. Тогда среди трех претендентов был и я. Тогда предлагали кафедру, должность, деньги, чтобы голосование было «правильным». Говорили, что за этим стоит владыка Антоний, а нужно было собрать голоса за претендента, на которого «ставил» бывший президент Янукович и в котором заинтересован Новинский. Сегодня тоже многое говорят, но я не могу что-либо утверждать.
Действительно, были задействованы большие силы, чтобы сорвать Собор. Использовались и информационные, и, наверное, материальные ресурсы. Но деталей я не знаю.
«В Москве было сказано, что из УПЦ нужно сделать «пасхальное яичко». Без «националистов»
– В Ваш адрес сейчас звучат угрозы. Не считаете, что это может являться, скажу мирским языком, проявлением агрессивной политики Кремля? И чтобы остальным неповадно было…
– А всегда есть во всем такая политика… Я всегда был приверженцем автокефалии, хотя можно сказать, что ничего особо не делал для этого. Считал, что для этих вопросов нужно созреть. Мы ждали канонической автокефалии. Для УПЦ она может быть от Москвы. Когда в Москве сказали «никогда», пришлось искать иной выход.
– Обратиться к патриарху Варфоломею…
– Москве сделали замечания, почему столько лет обещаете и ничего не сделали?.. Потом было общее обращение к Вселенскому патриарху, а он согласился взять на себя эту миссию. Москву это возмутило.
Архиереи и священники Московского патриархата остановились на том, что автокефалия должна быть только от РПЦ. Некоторые, несмотря ни на что, живут надеждой. Что касается духовенства, которое принадлежит к так называемому проукраинскому крылу МП. Даже если оно не перейдет в ПЦУ, то в отношении него есть конкретная задача. Этих архиереев будут стараться убрать. Они могут постоянно будоражить вопрос автокефалии. Было сказано, что из УПЦ нужно сделать «пасхальное яичко». Без «националистов».
– Чтобы в храмах не озвучивались реалии войны?..
– Война все равно кончится. Все войны заканчиваются. Мы никуда не денемся, и нам с Россией придется жить по соседству. Да, на несколько поколений дружбы не будет. У молодежи осадок останется. Должны будут пройти десятилетия, чтобы горечь утрат близких была не столь явной…
По-христиански мы должны простить, друг у друга прощения попросить, любить должны врагов своих, тех, кто проклинает – благословлять, тем, кто творит зло – отвечать добром. Так нас учит Вера Христова.
– А как же угрозы в Ваш адрес? Их авторы не забывают Библию?
– То, что звучит в мой адрес от священников Московского патриархата, это только зло.
– Раньше УПЦ МП не фигурировала на церковной карте мира. С получением Томоса Православная церковь Украины получит иной статус. Какие поместные церкви готовы к признанию ПЦУ в будущем? Сербская и Болгарская однозначно занимают промосковскую позицию…
– Дело не в непризнании. Да, не все церкви признавались сразу. Свыше ста лет не была признана автокефалия РПЦ. Но она существовала. И мы сегодня служим. Думаю, ПЦУ признают Иерусалимская, Александрийская, Албанская, Греческая церковь.
Польская заняла иную позицию, поскольку Киевский патриархат основал монастырь в Польше, на чужой канонической территории… Хотя, думаю, что примирение возможно.
С другой стороны, на территории Сербии, Болгарии, других стран строятся храмы за счет «Газпрома». Как они могут идти против воли России?.. Материальный вопрос на самом деле очень важен для многих архиереев. Но, будем верить, что пройдет время и все наладиться.
Чудо то, что мы так быстро получаем автокефалию – менее чем за год. У других церквей уходили годы и десятилетия. Напомню, что кроме четырех древних патриархатов (Константинополь, Антиохия, Александрия и Иерусалим), все остальные церкви получили Томос от Вселенского патриарха.
«У меня «по-мирскому» есть только «казенное имущество». Я живу в соборе. Если меня переведут, то другой займет это место»
– В УПЦ МП прислали на кафедру в Винницу владыку Варсонофия. Вы хорошо знакомы. Будете общаться?
– Раньше у нас были нормальные отношения. Он часто приезжал к нам. Мы молимся за всех и тех, кто ушел от нас. Мы только «за». По-человечески встречаться мы можем, но тут много будет зависеть от того, каким будет настрой в МП… Так или иначе, а при главе облгосадминистрации есть Совет церквей, где будем сидеть за одним столом.
– Какой будет Винницкая епархия, и обсуждали ли этот вопрос с настоятелями кафедр УПЦ КП и УАПЦ?
– Процесс объединения надолго затянется. По канонам должен быть один архиерей. В Виннице – три. В переходной период каждый архиерей, как и раньше, будет возглавлять свои приходы. Позже, после получения Томоса в январе 2019 года и когда сформируется церковная структура, будут приняты решения о переводах и прочем.
– Сколько приходов Московского патриархата готовы перейти в поместную Церковь?
– Не знаю. Перед Собором можно было говорить одно, когда в Святую Софию не пришли многие архиереи, возникли сомнения. Многие заняли выжидательную позицию, ждут, когда дадут Томос или когда будет признание других православных церквей. Много колеблющихся. Более того, некоторые пошли на встречу с владыкой Варсонофием, посмотрели и решили вернуться к нам. Кто-то прислушался к мнению прихожан. Каждый приход будет определяться. Насильственно никто никого не заберет.
Главное, чтобы не было зомбирования. Вместо того чтобы привлекать к вере, мы 27 лет вели полемические споры о том, кто канонический. Столько денег было потрачено впустую – на литературу о раскольниках. Надо было печатать Священное писание, чтобы привлечь людей к Богу, а что мы (УПЦ МП, – прим. авт.) сделали?.. Разогнали.
Люди столкнулись с тем, что с одной стороны им говорили, что вот это Московский патриархат, а с другой – вон те – это раскольники. Глядя на эту ругань, они не хотели идти ни в одну, ни в другую церковь. Кто-то хотя бы считал себя православным, не посещая храмы, но ведь часть людей ушло в другие веры. Кто в этом виноват?..
Если в Виннице живет полмиллиона, включая иногородних – работающих и студентов, то сколько людей ходит в храмы по воскресеньям? Сотни. Это потому что вместо того, чтобы говорить о Христе, говорили о низменных вещах. А еще вспомним о деньгах. Почему архиереи не пришли на Собор? За «трон» боятся, за доходы.
– Что делать тем прихожанам, которые хотят в ПЦУ, а близкое окружение правящего священника против?
– На Святого Николая кафедральный собор Винницы был переполнен. К нам пришли те, кто раньше не хотел ходить в «московскую» церковь. Это и хорошо, и вместе с тем, люди должны ходить и в другие храмы, и когда их будет большинство, то, я думаю, вопрос с переходом в ПЦУ можно будет решить.
Все очень просто, сейчас в каждой общине должны решать – они с Православной церковью Украины или с Русской православной церковью в Украине. Решать голосованием. Храм остается за большинством, а меньшинство будет создавать свой приход. Сложней будет, когда количество голосов разделится поровну.
– Кафедральный собор и помещение епархиального управления переходят в пользование ПЦУ. Только в Виннице есть еще несколько храмов, которые являются памятниками архитектуры, например, Свято-Николаевская церковь. Их судьбу будет решать громада?
– Помимо Спасо-Преображенского собора, к памятникам архитектуры относится Николаевская (на Старом городе), Воскресенская церковь (у «Книжки») и храм Иоанна Богослова (на Малых Хуторах). В принципе, все храмы, которым более 100 лет, имеют охранный статус государства.
Имуществом, которое принадлежит государству, оно и будет распоряжаться. У государства прав больше, ведь мы – арендаторы с охранным договором, который может быть расторгнут. Хотя, я так думаю, что будет вестись диалог. По поводу новопостроенных храмов, то решать будет община.
– Недавно в СМИ писали о впечатляющем имуществе настоятеля Киево-Печерской лавры Павла (Лебедя). Некоторых винницких священников тоже называют очень состоятельными людьми. Это верно, что Вы живете в келье Спасо-Преображенского собора? Не обзавелись собственностью в Виннице за 12 лет руководства епархией?
– Совершенно верно. У меня «по-мирскому» есть только «казенное имущество». Я живу в соборе. Если меня переведут, то другой займет это место. У меня нет ни квартир, ни домов. Хотя есть родительская хата в селе Райковцы под Хмельницким. С удобствами, как говорят, за хлевом. Как в селе.
Там после смерти мамы уже 32-й год никто не живет. Мои братья ухаживают, пользуются огородом. Несколько раз в году я езжу туда на день-два.
– Расскажите, чем занимаетесь в свободное время?
– Служба, беседы, интервью и снова служба – не знаю, когда бывает свободное время. После того, как разделилась епархия, наверное, это время появится. Ведь было 320 приходов, а я служил 180 литургий, по сути, через день. А еще служил в Виннице и других епархиях. Еще веду прием в епархии.
Телевизор практически не смотрю. Не интересно. Читаю духовную литературу. Стихи на ночь могу сочинять, но не записываю. Так и проходит жизнь. Конечно, открываешь церковный календарь – сплошные праздники, но для кого праздники, а для нас – это рабочие дни.
Игорь ЗАИКОВАТЫЙ, РЕАЛ