Четырежды лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Трижды Герой Социалистического Труда, награжденный 8 орденами Ленина. Академик АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР пяти созывов. Почетный член Королевского авиационного общества Великобритании и Американского института авиации и космонавтики. Это лишь часть послужного списка репрессированного организатора “Русско-фашистской партии” Андрея Туполева.
Выдающийся авиаконструктор родился 29 октября (10 ноября) 1888 года в селе Пустомазово Корчевского уезда Суворовской волости Тверской губернии в многодетной семье. Мама Анна Васильевна, урожденная Лисицына была дочерью судебного следователя, окончила тверскую гимназию, свободно говорила на французском и немецком языках, играла на рояле, учила детей и вела домашнее хозяйство. Отец Николай Иванович Туполев родом из сибирских казаков, из Сургута, преподавал арифметику и геометрию, работал нотариусом тверского окружного суда по городу Корчеву. Затем бросил службу, приобрел небольшой участок земли и занялся сельским хозяйством.
Получив начальное образование дома, в мае 1908-го Андрей окончил тверскую гимназию. Осенью того же года Туполев поступил сразу в два московских вуза: высшее техническое училище и институт инженеров путей сообщения. Выбрал первое, где под руководством Н. Жуковского стал заниматься в воздухоплавательном кружке. Начал с постройки планера, на котором совершил свой первый полет.
В 1918-ом уже при советской власти вместе с Жуковским Туполев стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института вплоть до 1935 года. В 1922-ом он сформировал и возглавил опытное КБ, деятельность которого была направлена на создание “сухопутных” и морских боевых и гражданских самолетов, а также торпедных катеров и аэросаней. За два года организовал самолетостроение на основе дуралюмина, а уже в 1924-25 годах создал первые советские цельнометаллические самолеты АНТ-2 и АНТ-З (в названии собственные инициалы). Использование легкого дуралюмина позволило впервые в СССР перейти от двукрылых самолетов к однокрылым. В 1925-ом у Туполева родился сын Александр, впоследствии также известный авиаконструктор, академик.
Андрей Туполев разработал свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его машинах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе и спасение экипажа парохода “Челюскин” на АНТ-4. Беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Чкалова и Громова, а также высадка научной экспедиции “Северный полюс” во главе с Папаниным проходили на АНТ-25. Большое число самолетов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков и торпедных катеров конструкции Туполева позже применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне.
Туполев был арестован в октябре 1937 года. Ему и авиаконструктору В. М. Петлякову было предъявлено обвинение в организации и руководстве “Русско-фашистской партии”. Под угрозой ареста родных он “сознался”, что с 1924-го являлся французским шпионом. Впрочем, это не спасло от ареста его жену и сына. В феврале 1939-го еще не осужденного Туполева перевели из Бутырской тюрьмы в подмосковный дачный поселок Болшево, где в лесу за забором с вышками размещалось "Особое техническое бюро при НКВД СССР" (так называемая “шарашка”). Там уже работала сильная группа репрессированных конструкторов: В. Петляков, В. Мясищев, Р. Бартини, И. Неман, а также оружейник А. Надашкевич, моторист К. Минкнер и многие бывшие сотрудники Туполева. Вскоре “шарашку” перебазировали в Москву. Здесь был создан фронтовой бомбардировщик "103" (Ту-2).
Заочный суд над Туполевым и его “соратниками” состоялся лишь в мае 1940-го. Почти все получили по десять лет заключения и пять лет лишения в правах. Переименовывались некоторые самолеты АНТы. Однако в июле того же года Туполев и двадцать его сотрудников неожиданно были досрочно освобождены со снятием судимости. Оставили в покое и семью. Но полностью он был реабилитирован только в 1955 году, с хрущевской оттепелью после смерти Сталина. Андрей Туполев провел за решеткой в общей сложности 1376 дней – неполных четыре года.
Многие считают, что Туполева спасла надвигавшаяся война. Сталин был прагматиком и понимал, что без современной авиации война с Германией проиграна. Но не всем так “повезло”. Задолго до суда над Туполевым в феврале-июле 1938 года были расстреляны его коллеги по институту: Н. М. Харламов, В. И. Чекалов, Е. М. Фурманов, а также начальник отдела 1-го Главного авиационного управления наркомата оборонной промышленности A. M. Метло, директор авиазавода № 24 И. Э. Марзямов, директор авиазавода № 26 Г. Н. Королев и другие опытные работники авиационной промышленности. А знаменитый С. П. Королев вышел на свободу лишь в 1944-ом, отбыв семилетний срок.
Действия американских летающих крепостей над Германией и Японией, когда в одном налете участвовало до тысячи машин, меркло солнце, а бомбы сыпались в буквальном смысле как дождь, оказали огромное влияние на Сталина. Вождь захотел иметь такую же воздушную мощь и приказал Андрею Туполеву создать равный по силе стратегический бомбардировщик. На подмосковный аэродром был доставлен американский Б-29 (“Летающая крепость”), совершивший в 1944-ом вынужденную посадку под Хабаровском, и Туполеву было приказано немедленно поставить его на конвейер. Модель запустили в серию под названием Ту-4 (личное распоряжение Иосифа Виссарионовича). Параллельно с копированием Б-29 в конструкторском бюро Туполева полным ходом шла разработка реактивного стратегического бомбардировщика Ту-16 и морского торпедоносца Ту-14.
И после войны Туполеву часто приходилось заниматься плагиатом, благо советская разведка работала эффективно. Были скопированы с американских самолеты-радары дальнего обнаружения и наведения „Аваксы", стратегические бомбардировщики „Ту-160" (точная копия самолета „В1-В" ВВС США). А транспортный самолет „АН-72" похож, как двойняшка, на „Боинг УС-14". Впрочем, копированием занимались не только авиаконструкторы. Более половины технологических принципов ракет „СС-20", тоже были получены военной разведкой. В том числе и система наведения высокой точности, без которой применение „СС-20" теряло смысл. Кроме этого, военные разведчики, как полагают, в свое время „увели" формулу защитного слоя „Шаттлов" (так называемый „термический щит"). Да и создание позже термоядерной бомбы в СССР не произошло бы без успешного шпионажа. Более того! И в настоящее время на вооружении российской армии находятся точные копии ракет „воздух-воздух" и ПВО „Ред-ай" с инфракрасной системой наведения, а также американской торпеды „МК48". Почти все успехи СССР в области создания противоспутниковой обороны и лазерного оружия были достигнуты благодаря использованию западной документации, полученной нелегальным путем.
Но вернемся к Андрею Туполеву. В послевоенные годы под его руководством был разработан ряд военных и гражданских самолетов, в числе которых первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 и сверхзвуковой пассажирский Ту-144. Похоже, что эти модели были действительно авторскими, во всяком случае, данных об их копировании при подготовке статьи мы не нашли.
Андрей Николаевич умер 23 декабря 1972 года в Москве.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ