Верещагин, Петруха - главные образы культовой ленты "Белое солнце пустыни". И вот из Санкт-Петербурга пришло печальное известие о том, что страдавший от онкологического заболевания актер Николай Годовиков умер. Именно он сыграл Петруху.
Тело 67-летнего актера было обнаружено в квартире его тестем.
"Я позвонил Коле, трубку взял его тесть, сказал что Николай Львович умер у себя в квартире, сейчас ждем полицию и скорую", - сказал изданию "КП" друг Годовикова.
Помимо "Белого солнца пустыни" Годовиков известен по ролям в лентах "Без мундира", "Республика ШКИД" и "Женя, Женечка и "катюша".
Действие фильма происходит в начале 1920-х годов на восточном берегу Каспийского моря. Закончилась гражданская война, но в Средней Азии всё ещё орудуют банды басмачей. Красноармеец Фёдор Иванович Сухов возвращается через пустыню домой — в Поволжье, к жене Катерине Матвеевне. Вначале он освобождает местного жителя Саида, закопанного по шею в песок.
Оказывается, на мучительную смерть Саида оставил бандит Джавдет, который убил его отца и забрал всё имущество. Далее Сухову встречается отряд красного командира Рахимова, который преследует другого бандита — Чёрного Абдуллу и его банду. Раньше Абдулла сбежал из крепости и оставил там своих жён. Над ними нависла смертельная угроза: если муж не может увезти всех жён с собой, он убивает их. Рахимов уговаривает Сухова задержаться и охранять жён Абдуллы, а сам отправляется за Абдуллой в погоню, откомандировав в помощники Сухову молодого красноармейца Петруху.
Сухов сопровождает бывших жён Абдуллы в близлежащий приморский посёлок Педжент. В скором времени туда приходит и Абдулла со своей бандой, планируя здесь морем переправиться за границу.
За оружием и поддержкой Сухов обращается на бывший пост царской таможни к его начальнику, Павлу Артемьевичу Верещагину, но получает отказ. Тогда он ремонтирует старый пулемёт «Льюис», находит ящик с динамитом и минирует «Тверь» — единственный баркас у берега. Сухову удаётся захватить Абдуллу в плен, но тот сбегает, убив Петруху и самую молодую из жён — 15-летнюю Гюльчатай. Позднее Сухов выводит гарем из Педжента по подземному ходу, который ему показал Лебедев, хранитель местного музея.
Беглецы укрываются вместе в старом нефтяном резервуаре, где их осаждают бандиты. Узнав о гибели полюбившегося ему Петрухи, Верещагин отбивает у басмачей баркас, направляет его к берегу, не зная, что баркас заминирован, и погибает при взрыве. Сухов не смог предотвратить его гибель. В момент взрыва он выбирается из резервуара и с помощью Саида уничтожает всех бандитов. Гарем передают под опеку Рахимова, а Сухов возобновляет свой путь на родину.
Образ Верещагина из “Белого солнца пустыни” стал хрестоматийным и символическим, наполненным Божественной грустью, несгибаемой волей и высшим благородством перед неизбежной смертью: “За державу обидно”… В общем, в жизни так не бывает. Тем не менее, судьба актера, сыгравшего “главного таможенника страны”, сложилась крайне трагично.
Павел Борисович Луспекаев родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Ростовской области. Отец его был нахичеванским армянином, работал мясником; мать - донская казачка. Очевидно, от смешивания таких кровей ничего спокойного получиться не могло J. От мамы Павел взял высокий рост, стать, горластость и прямодушие. От отца - горячий нрав, драчливость, неистребимую склонность к загулам. Жить разумной, размеренной, распланированной жизнью он не умел и не хотел. При этом в эмоциональном плане Луспекаев всю свою короткую жизнь свято соблюдал правило: “Греши и кайся, кайся и греши”. Например, он по пьяни кидает нож в своего коллегу и друга Олега Басилашвили, а через несколько часов падает перед ним на колени в покаянных слезах…
В начале 1940-х годов Павел поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе, где работал слесарем. В 1943-м безбашенный хулиган и просто пятнадцатилетний подросток ушел добровольцем на фронт. Точнее, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской “опергруппы 00134” (подростки-диверсанты всегда пользовались спросом). Воевал на совесть. Однажды ему пришлось пролежать на снегу 4 часа без движений, имитируя убитого, что уже после войны стало причиной оводовских мук – он отморозил ноги.
Во время одного из боев Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав. Бессознательного его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно стали готовить к ампутации. Каким-то немыслимым усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не разрешал хирургу дотронуться до раненой руки, пока тот не поклялся не ампутировать ее. Руку удалось спасти. После выздоровления Павел был определен на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта. В 1944-м, демобилизовавшись, Луспекаев переехал в Ворошиловград (ныне Луганск).
В 1946-м поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Он заметно выделялся среди сокурсников; по предмету “актерское мастерство” педагоги неизменно ставили ему “отлично”. Во время учебы Павел познакомился со студенткой Инной Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса. Каким бы талантливым не был Луспекаев, его задиристый характер, скандальность, неисправимый казацкий акцент, общая непредсказуемость не позволили ему найти работу в театрах Москвы. Вместе с семьей он работал сначала в Тбилиси, потом в Киеве, и, наконец, в 1959-м осел в Ленинграде. Там его стали приглашать сниматься в фильмах.
Впервые диагноз “атеросклероз сосудов ног” ему поставили еще в 26 лет. Надо было себя беречь, вести здоровый образ жизни, правильно питаться, постоянно лечиться. Естественно, Луспекаев всем этим пренебрегал. Впрочем, столь тяжелый “недуг” в любом случае “догнал” бы его, пусть и на несколько лет позже. В 1962-м, вскоре после окончания съемок фильма “Капроновые сети”, актера положили в больницу: из-за гангрены ему ампутировали фаланги пальцев на ногах. Заодно сделали операцию на носоглотке.
В 1966-м в самый разгар съемок в фильме “Республика ШКИД” у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актера снова положили в больницу, и врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Лишь когда Павлу стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, он дал согласие на ампутацию... стоп. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль. По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик - пантопон. Естественно, Луспекаев очень быстро пристрастился, со всеми вытекающими последствиями…
Когда доза дошла до 16 ампул в день, Павел Борисович решил, как сейчас говорят, “спрыгнуть с иглы”. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил верную и невероятно терпеливую жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. “Ломка” длилась неделю, почти все время актер пребывал в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи… Но выдержал. В своем дневнике Павел тщательно описывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда, наконец, ощутил, что полностью освободился от зависимости, начал рисовать себе эскизы протезов.
Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева. Когда до нее дошли слухи о страдающем от болей актере-самородке, который, несмотря ни на что, снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Павла Борисовича нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции.
В 1969 году во время съемок легендарного “Белого солнца пустыни” здоровье Луспекаева вновь ухудшилось, но он продолжал работать. Его сопровождала жена, носившая с собой маленький складной стул, на котором Павел был вынужден отдыхать через каждые 20 шагов. Между прочим, съемки проводились в нескольких километрах от Махачкалы в песчаной местности без дорог, и ходить надо было много. Впрочем, это не помешало Луспекаеву как-то подраться в кабаке с местными жителями, из-за чего он пришел на съемки с рассеченной ножом бровью. Пришлось на ходу менять сценарий: будто бы Аристарх слегка промахнулся, стреляя в Верещагина по приказу Абдуллы: “Аристарх, договорись с таможней!” А еще Луспекаев любил сидеть на берегу Каспийского моря, опустив свои культи в воду; даже плавал - привязывая вместо протезов металлические пластины, уплывал километра на два от берега…
Умер Павел Борисович 17 апреля 1970 года от разрыва аорты на фоне облитерации сосудов на правой ноге. Похоронен тихо (из-за празднеств по поводу дня рождения Ленина) на Северном кладбище Ленинграда. На его могиле петербургские таможенники поставили памятник с надписью: “С поклоном от таможенников Северо-Запада”. Инна Кириллова, угробившая свою личную актерскую карьеру на ухаживание за больным мужем, умерла в 1988-м, похоронена рядом. Дочь Лариса окончила исторический факультет Ленинградского государственного университета, работает в гостиничном бизнесе. А вот внучка Луспекаева Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии и трудится по специальности в Пулковской таможне.
Подготовил Виктор БЕРЕЖНОЙ