В 2019 году в КП «Винницкая транспортная компания» (ВТК) приступили к сборке троллейбусов. Первый должны закончить уже к концу апреля. До конца года предприятие планирует выпустить четыре машины.
Отметим, несколько лет назад ВТК наладила выпуск собственных трамваев. За счет сборки на коммунальном предприятии они оказались значительно дешевле аналогов других производителей. И хотя «VinWay» не нашли спроса на украинском рынке, они неплохо показали себя в эксплуатации в Виннице.
Поскольку вскоре в город начнут поставлять очередную партию швейцарских трамваев, развитие этого направления не является перспективным. Областному центру больше нужны новые троллейбусы, так как имеющийся парк не позволяет развивать инфраструктуру и создавать новые маршруты. По этой причине в конце прошлого года городские власти и решили, что следует наладить собственное производство.
Мэр Сергей Моргунов проинспектировал предприятие 11 апреля. Ему показали первый образец. Там завершены работы по обустройству электропроводки, пневматической и гидравлической сетей, проводятся работы по тестированию программного обеспечения бортового компьютера троллейбуса и мониторинга информационной системы.
«Этот троллейбус оборудован системой управления украинского производства. Он отличается от других. Троллейбус тюнингованный и похож по дизайну на наши трамваи «VinWay». На нем мы установили головки токоприемников, которые сегодня уже прошли обкатку на других троллейбусах и достаточно хорошо себя зарекомендовали, – рассказал генеральный директор КП «Винницкая транспортная компания» Михаил Луценко.
Он отметил, что в троллейбусе установлена информсистема нашего винницкого производителя. Немаловажным является возможность автономного хода на расстояние до 5 км. Это позволяет в случае обрыва контактной сети, или какой-то другой неисправности, объехать проблемный участок или заехать в депо без напряжения 600 Вт. Также такой троллейбус сможет, скажем, ехать по маршруту без контактной сети.
Несколько лет назад М. Луценко рассказывал «РЕАЛу», что с наличием автономного хода можно продлить маршрут до аэропорта, не создавая контактную сеть. Эта модель на такое способна.
Что касается остального – салон нового троллейбуса стандартный, рассчитан на 33 посадочных места, с низким полом.
Благодаря использованию нового современного двигателя этот троллейбус значительно более энергосберегающий по сравнению с машинами предыдущих поколений ЗиУ-9 – он будет использовать на 30% меньше электроэнергии. Сейчас мастера депо испытывают в эксплуатации головки токоприемников, которые планируют установить на новых троллейбусах. Рассказывают, что они значительно лучше для подвижного состава – за две недели тестовой эксплуатации ни разу не приходилось их ремонтировать. Также они не портят контактной сети.
Если говорить о троллейбусном парке, то только в 2014 году в Виннице закупили 40 новых троллейбусов «Богдан». Остальным 129 единицам ЗиУ-9 провели капитально-восстановительный ремонт. Он позволяет использовать транспортные средства 5-7 лет. Но нужен и новый транспорт.
«Мы приняли решение, что необходимо этот вопрос решать сбалансировано для того, чтобы удерживать и обновлять троллейбусный парк. Это достаточно дорогостоящий проект. На принципе закупки кузова первой комплектации у белорусских партнеров мы фактически сделали новый винницкий троллейбус с украинским оборудованием, системой управления и с соответствующим дизайном. В некоторой степени он подобен нашему трамваю. Я думаю, что мы будем продолжать эту работу, когда троллейбус пройдет все испытания», – отметил городской голова Сергей Моргунов.
Собственный троллейбус с отечественным и импортным оборудованием (двигатели доставляют из Латвии) обойдется Виннице в 5 млн грн. Но при этом коммунальное предприятие используется как база, а винничане имеют рабочие места.
«Если постепенно будем переходить на такие троллейбусы, то за год нам удастся сэкономить 100 тыс. грн на каждой единице», – считает Сергей Моргунов.
Производство винницких троллейбусов рассчитано не на один год. Программа может действовать постоянно, что позволит заменить часть устаревшего парка.