«Хочу изменить мир»: интервью с легендой дизайна Каримом Рашидом

14.05.2017 7:05 2

«Хочу изменить мир»: интервью с легендой дизайна Каримом Рашидом

Карим Рашид родился в Каире, в 1960 году, 18 сентября. В сформулированных им самим заповедях дизайна есть такая строчка: «Специализируйся на жизни». Так Рашид объяснил свои профессиональные традиции, распространяя сферу интересов до среды обитания в самом широком смысле слова. Сын англичанки и египтянина (отец Карима, вдобавок, был художником-абстракционистом), Рашид много путешествовал: из Каира семья перебралась в Париж, затем в Лондон, пока, наконец, не осела окончательно в Канаде. Нередко мастера называют digital dandy — ведь дизайнеру удается одновременно улавливать дух времени, встраиваться в авангард современных течений, и в то же время, постоянно быть не здесь, а в каком-то другом веке, прошлом и будущем. Чтобы проще было принять масштаб личности, давайте вспомним, с какими брендами работал и работает Карим: это люксовый сегмент Christofle, Veuve Clicquot, Alessi. Сотрудничал он и с более демократичными марками — Umbra, Bobble, 3M. Создавал мебель для Bonaldo и Vondom, сочинял светильники для Artemide и Fabbian, трудился над высокотехнологичными продуктами для Asus и Samsung, принимал участие в разработке брендов Citibank и Sony Ericsson, придумывал упаковки для Method, Paris Baguette, Kenzo и Hugo Boss.Вы создали невообразимое количество вещей. Конструкций, предметов мебели, каких-то штук для моды, света, искусства в целом. Можете выделить какие-то проекты, которыми гордитесь особенно? И почему? Честно говоря, за плечами у меня сейчас 3 500 объектов, сотня интерьеров, сейчас я еще и проектирую здания. Сложно будет выбрать даже не из-за количества проделанной работы. Ведь я постоянно ищу, двигаюсь вперед. Тем не менее, мне нравятся вещи, которые я сделал для Umbra — 10 миллионов кресел Oh и Garbo были проданы только в Штатах, люди очень хотят иметь дело с хорошим дизайном, но за разумные деньги. Garbo теперь входит в экспозицию MoMA (Нью-Йоркский музей современного искусства — прим. авт.). Мне важно знать, что благодаря фильтру для Bobble, который я разработал, будет чуть меньше вреда нанесено окружающей среде. И еще я бы выделал свой первый отель, в Афинах, он называется «Семирамида». Может, тогда проще будет вспомнить проекты, о которых вы жалеете? Такие есть?Куда бы они делись, есть, конечно. Я — перфекционист, и всегда знаю, когда можно было сделать лучше. Помимо MoMA, ваши работы выставляются в 14 музеях по всему миру, в том числе, в парижском Центре Помпиду. Что гарантирует объекту дизайна, ну, скажем, вечность, ценность? Идеальный объект — это безупречный баланс формы, эмоции, функции, технологии и производительности. И он всегда должен воплощать время, в котором был создан, один момент, но целиком. Перед нами стоит глобальная задача — улучшить мир, противостоять хаосу. Что может сделать дизайнер? Создавать предметы для повседневной жизни, ведь каждый человек за день трогает, в среднем, 600 предметов. Если каждый из них будет иметь эргономичные формы, высокую производительность, будет вызывать положительные эмоции, это поможет украсить мир, встряхнуть его, но в то же время снизить общий уровень стресса. Вот как я вижу схему взаимодействия между дизайнером, заказчиком и конечным потребителем. Уже десять лет вы читаете лекции будущим дизайнерам. Чему вы их учите?Будьте умны. Терпеливы. Учитесь учиться. Учитесь быть практичными, но поэтичными. Сумейте отделить себя от толпы. Ищите новые языки, новые значения, создавайте новые эстетические парадигмы. Даже те продукты, которым светит очень недолгая жизнь, должны нести в себе заряд гордости, юмора, позитива. Они не должны копировать другие вещи с похожим функционалом. Не будьте консервативны, это тупик. Промышленный дизайн, интерьер, архитектура... Как бы вы разделили эти сферы деятельности, поработав во всех трех? В моем случае разницы нет никакой. Во-первых, я не отдаю предпочтения какой-то конкретной деятельности, во-вторых, все равно над каждым проектом работаю по одной и той же системе. Сначала — общение с клиентом. Он должен наполнить меня своими идеями, впечатлениями, засеять поле. Затем неделю я делаю наброски, записываю идеи, забиваю блокнот эскизами. И потом подключаю свою команду, в режиме мозгового штурма мы вместе додумываем будущее воплощение. Мир сильно изменился, изменился рынок, потребности — дизайнер должен быть очень проницательным, быть психологом и визионером. Дальше сотрудники делают 3D-модели, мы обсуждаем технические стороны процесса, подбираем материалы. До тех пор, пока цельный образ не сложится в моей голове. Вы часто носите белый и розовый цвета. Это ваши любимые? Одни из. Я вообще люблю яркие цвета, динамичные, отражающие суть современной цифровой эпохи. Чтобы увидеть и принять красоту мира, нужно сдаться разнообразию. Я использую краски чтобы выразить и вызвать переживания, вдохновить окружающих. Давайте представим, что сегодня к вам придут гости, любые знаменитости, мертвые или живые. Кого вы бы хотели видеть за общим столом? Не очень хотелось бы ужинать в обществе мертвецов, так что я все же пригласил бы живых. Барака Обаму, Владимира Путина, Дэвида Боуи, Грейс Джонс, Джорджио Мородера и порно-звезду Angel Dark (кстати, если Боуи не сможет, можно позвать Мика Джаггера). Есть ли какие-то бренды, с которыми вы бы согласились работать безоговорочно?LG, Bose, Boeing, Bang and Oulfsen, Ferrero Italy, H&M, Rubbermaid, Numark, Conair, Bionnare, Johnson & Johnson, Kartell, Herman Miller, Braun, Adidas, IKEA, Vitra, Fiat, Fornarina, United Nude, Techno Gym, Tumi, любая компания, которая собирается делать электромобили. В общем, список гигантский. Думаю, перечисленные компании делают по-настоящему интеллектуальный продукт, и мой опыт, мой талант пригодился бы им в обновлении бренда, в формировании его судьбы. Какой период в истории вдохновляет вас больше всего?Прошлое не имеет смысла. Я живу здесь и сейчас, и нет ничего более вдохновляющего, чем настоящее. Перед нами стоит глобальная задача — улучшить мир, противостоять хаосуКакое место вы называете своим домом? Нью-Йорк, где находится ваша студия? Или все же Каир? Предпочитаю думать, что я гражданин мира, это перекликается с моей философией в работе, да и в жизни. Хотя когда я в 45 лет приехал в Каир, то сразу ощутил родство, корни. Не только свои, а вообще, истоки цивилизации. Что вы всегда носите с собой, с чем не расстаетесь?MacBook Air — для работы, iPad — для чтения, записей, общения по скайпу, набросков. Какая музыка сейчас в вашем айподе, что вы слушаете?Это будет большой список! Люблю M83 and Knife, люблю Aeroplane, Glass Candy, Chromatics, Memory Tapes, Woolfy vs. the projections, Midnight Magic, Mintel rose, Crystal Castles, Capital cities, Wave machines, XX, Tesla boy (очень!) — уже много, а я ведь все время ищу новую музыку. Люблю эмбиент — Eno, Philip Glass, Orb, Human league, heaven 17, Telex. Люблю музыку Нила Янга, джаз, кантри-рок, хард-рок, готику (Bauhaus, Cure, Cold Cave, Joy Division), навечно люблю Дэвида Боуи. Прошлое не имеет смысла. Я живу здесь и сейчас, и нет ничего более вдохновляющего, чем настоящее. 5 вещей, которые всегда должны быть в гардеробе?Идеально сидящие джинсы, пиджак по фигуре, часы Alessi, серебряные кольца, футболки из 100% хлопка и пар так двадцать носков и трусов (Calvin Klein). Самый большой урок, который вы усвоили в жизни?Мы здесь, чтобы созидать. Потомство, интеллектуальное наследие, что угодно — каждый человек здесь для того, чтобы развиваться и двигать человечество вперед. Мы должны двигать и двигаться вперед. Я хочу изменить мир. Вот самый большой урок и единственное, что имеет значение.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

«Шахтер» в Лиге чемпионов сыграет с клубами Англии, Франции и Германии В Кремле ответили Зеленскому, что НАТО не поможет Украине с Донбассом  Парубий отменил приглашение наблюдателей ПАСЕ на выборы Россия красиво обыграла Египет и вышла в 1/8 финала ЧМ В ОРДЛО возник большой дефицит антибиотиков

Лента публикаций