Замгубернатора Винничины Броварник рассказал о ремонте дорог и выгоде для жителей Людавки от мусороперерабатывающего завода

25.04.2018 13:20 2

Замгубернатора Винничины Броварник рассказал о ремонте дорог и выгоде для жителей Людавки от мусороперерабатывающего завода

Неотъемлемыми атрибутами каждой весны являются плохие дороги и мусор. В большинстве областей, районов и населенных пунктов эту проблему пытаются решить, но пока безуспешно. Как отмечает замглавы Винницкой ОГА Василий Броварник, нашей области при нынешнем курсе нужно около 10 лет, чтобы дороги были такими же, как в областном центре, а проблему с мусором можно решить гораздо быстрей – за год.

«Эффективность формата капитальных и средних текущих ремонтов подтверждена примером Винницы. На протяжении 10 лет можно изменить ситуацию в области»

— Василий Михайлович, тема «убитых» после зимы дорог считается одной из наиболее актуальных…

— Это правда. На сегодняшний день нам нужно ремонтировать практически все дороги.

— Когда винничане перестанут жаловаться, что со снегом тает и асфальт, а объем капитальных ремонтов превысит ямочный?

— Начну с того, что в этом году на содержание дорог в пределах области Кабмин выделил 2,4 млрд. грн. Из этой суммы на эксплуатацию государственных дорог предусмотрено 137 млн., а остальное – на капитальный и средний текущий ремонт. Из них на ремонт трассы М-21 предполагается потратить 400 млн., а на М-12 – 1,2 млрд. гривен.

Эффективность формата капитальных и средних текущих ремонтов подтверждена примером Винницы. Если работать в этом направлении последовательно, то на протяжении 10 лет можно изменить ситуацию в области.

В Виннице за дороги взялись в 2008 году. Первой была улица Келецкая. Сейчас приходится «подправлять» только участки у остановок, где в результате торможения троллейбусов образуются «волны».

В разрезе области объем работ гораздо больший. Если в Виннице всего 260 километров дорог, то в регионе только дорог общего пользования – 9,5 тыс. км, а еще 16 тысяч километров коммунальных. Сегодня 99% из них нуждаются в полном обновлении.

Как в таком случае поступать? Первое – в связи с децентрализацией и переформатированием поступления финансового ресурса в местных бюджетах появились средства на ремонт коммунальных дорог. За счет этого в Жмеринке, Немирове, Ильинцах, Гайсине и других городах отремонтировали достаточно много проблемных участков. Я бы сказал, что в пределах райцентров дороги меняются быстрыми темпами.

Второе – остальные дороги. С изменением законодательства создан Дорожный фонд и предусмотрены источники его наполнения. Кроме того, разделена зона ответственности. Из 9,5 тыс. км дорог, находящихся в собственности государства, около двух тысяч километров остаются в ведении центрального органа власти, а 7,5 тыс. – это государственные дороги местного значения, управление которыми передано с января 2018 года облгосадминистрациям.

Между прочим, по общей протяженности дорог местного значения Винничина занимает второе место в Украине, уступая лишь Харьковской области. Так вот, в этом году планируется поступление 623 млн. грн. на содержание и ремонт этих 7,5 тыс. км.

Эти дороги мы уже взяли на учет, обследовали и сформировали предварительные планы. В 2018 году собираемся за счет эксплуатационных работ сделать их максимально проездными.

— Залатать дыры?

— Это не означает, что сейчас будет преобладать ямочный ремонт в классическом понимании. Хотим все-таки ремонтировать большие участки, чтобы после зимы в 2019 году состояние дорог было лучшим, нежели сейчас. Параллельно разрабатываем план поэтапного капитального и среднего ремонтов.

Отдельно хочу прояснить ситуацию с затратами. В среднем один километр среднего текущего ремонта дороги второй категории с однополосным движением в одну сторону – без реконструкции мостов – обходится почти в 10 млн. грн. Если речь идет не о магистральных трассах, а региональных – между райцентрами и селами – сумма может снизиться до 6 миллионов.

Если мы располагаем 600 миллионами, то получается, что можем отремонтировать 100 км, тогда как нужно 7,5 тысяч. Поэтому приходится делать все поэтапно.

Облавтодор приступил к грейдированию и расчистке лесополос у обочин. Очень хотелось бы, чтобы местные власти подключились к выполнению элементарных работ. Неважно, в чьей собственности эти трассы.

Если дорога проходит через населенный пункт, то местная власть может организовать обрезку деревьев и уборку мусора. Главе сельсовета тяжело обеспечить вывоз отходов с автобусной остановки или у обочин?.. Там же его односельчане живут. Что, для этого нужно ждать дорожную службу?.. Тем более в объединенных территориальных громадах, которым передают земли за пределами населенных пунктов.

Да, формально расчищать трассы должны дорожники, но никто не запрещает и ОТГ присоединяться к этому процессу. Достаточно взять разрешение лесопатолога и привести в порядок «свою» территорию.

«В одном селе на угрозы перекрыть дорогу, если не выполнят их условия, я сказал главе сельсовета, что лучше бы они перекрыли хату соседке-пенсионерке»

— Дороги находятся в ведении государства, областных и местных властей. По большому счету людям сложно разобраться в таком количестве тех, кто отвечает за них. Более того, иногда дорога местного значения проходит через населенный пункт. Возьмем, к примеру, пгт Глуховцы Казатинского района. Местные власти, видимо, нашли бы средства на ремонт трассы, проходящей через поселок, но она не на их балансе, и даже передавая деньги, они не уверены, что смогут контролировать качество ремонта подрядчиком…

— Не во всем с вами согласен. Изменения в законодательстве предусматривают использование средств местных бюджетов для ремонта дорог, как в пределах населенного пункта, так и дальше — через субвенции и иные механизмы. Деньги не обязательно передавать в областной бюджет. Их направляют на ремонт дорог в рамках софинансирования.

Тендеры для определения исполнителя работ проводит департамент ЖКХ совместно со Службой автодорог. Благодаря отлаженному механизму закупок работ мы приступаем к ним «как только снег сошел».

Возвращаясь к приведенному примеру. Местные власти могут контролировать не только качество, но и каждую потраченную копейку. Допустим, в областном бюджете не предусмотрены средства на ремонт конкретного участка дороги. Но, так или иначе, а его эксплуатация проводится. Все-таки минимальный ресурс вкладывается. И поселковый совет может выйти с инициативой софинансирования работ из местного бюджета, добавить ту сумму, которую может, и соответственно, провести масштабный ремонт проблемного участка.

— То есть, условно говоря, на эксплуатационные расходы потратится не 5 тысяч, а, скажем, два миллиона за счет денег села, и кроме уборки дороги на нее еще и слой асфальтобетона положат?

— Примерно так. Подходы могут быть самыми разными. Главное – это желание и участие местных властей. Если раньше на местах любили кивать на область или столицу, что, мол, это они там не делают, а «что мы можем?», то сейчас все по-другому. Денежный ресурс на уровне местных бюджетов имеется, а как его тратить, решают местные советы.

— Владелец жмеринского вагоноремонтного завода В. Жеребнюк вместе с работниками пикетировали здания областного уровня в знак протеста против обысков ГПУ на предприятии. Насколько областная власть знакома с ситуацией, и в чем здесь проблема?

— Действительно, 20 апреля я встречался с представителями завода, которые передали мне письмо и уверяли, что в результате обыска блокирована работа предприятия. Потом я поинтересовался в райгосадминистрации, работает ли завод, на что получил утвердительный ответ. Работает… Но люди взволнованы.

Мы взяли обращение для рассмотрения. Проверять станем в пределах своих полномочий. Если будет необходимость, обратимся за объяснениями к правоохранительным органам.

— Помимо жмеринчан трассу на Могилев-Подольский и Молдову недавно перекрывали жители пригородного села Агрономичное. Каким может быть компромисс между громадой села, атошниками и ВНАУ?

— Земельные вопросы находятся не в моей компетенции. Я не знаком с ситуацией в Агрономичном в достаточной степени. Меня удивляет подход, который стал популярен в последнее время. Заметьте, сейчас практически все и по любому поводу угрожают перекрытием дорог – от работников предприятия до местных властей, а депутаты сельсовета к таковым относятся. Признаюсь, в одном селе на такие угрозы я сказал главе сельсовета, что лучше бы они соседке-пенсионерке хату перекрыли…

«Если будет построен качественный завод по европейским стандартам, то громада Людавки получит экологический и прочие налоги»

— Определены ли межрайонные центры сортировки мусора и когда в Винницкой области будет свой собственный первый пример того, как собирают и свозят с нескольких районов отходы на одно предприятие?

— Специалисты Винницкого национального технического университета разработали систему интегрированного поведения с отходами, которая учитывает объемы мусора и логистику. Она и легла в основу плана, но только никто никого не собирается принуждать, скажем, везти отходы в соседний райцентр.

Варианты создания межрайонного центра по сортировке мы изначально считали приоритетными. Даже изучали опыт передового предприятия Италии, где перерабатывается 100% отходов. Оно обслуживает 50 муниципалитетов, не предусматривает складирования на полигоне, но люди платят от 60 до 100 евро.

Предложить жителям Винницкой области такой вариант мы не можем. Не готовы люди столько платить. Поэтому мы избрали другой путь. Параллельно с рекультивацией старых полигонов хотим создать новые площадки, где отходы будут сортироваться.

— Какой процент отходов планируется отбирать для переработки?

— От 40 до 60%. Для этого собираемся создавать крытые площадки для сортировки и упаковки, а остаток будет подлежать захоронению. Первым межрегиональным предприятием, сортирующих мусор, я бы назвал винницкий «Эковин». Оно забирает отходы даже с Турбова.

Когда вблизи Людавки построим мусороперерабатывающий завод, будет обеспечена высокая степень сортировки. Надеюсь, со 100% переработкой отходов. Мощностей этого завода будет достаточно, чтобы предоставлять услуги всему Винницкому району, а также, учитывая логистику, соседним Литинскому и Жмеринскому.

Вокруг этого объекта ситуация политизируется. К сожалению, те, кто протестуют, не хотят что-либо предложить взамен. Это популисты… Их почему-то не волнует, что в этом же лесу из Браилова на полигон свозят мусор без сортировки. Я бы хотел, чтобы политиков это волновало. Я хочу, чтобы их волновало то, что вдоль дорог выбрасывают мусор…

Если будет построен качественный завод по европейским стандартам, то громада Людавки получит экологический и прочие налоги, а также до 40 рабочих мест для местных жителей. Пока же там строится площадка именно под такое производство.

Кстати, в Ильинцах мусоропереработку могут внедрить даже раньше, чем в Людавке. Изначально там не планировалось создание межрайонного центра по переработке. Но ситуация сложилась по-иному. После создания ОТГ, которая объединила 14 населенных пунктов, в Ильинцах решили делать такой завод. Соседняя Дашевская ОТГ уже договорилась, что станет направлять туда и свой мусор. Более того, в Оратове власти тоже ведут диалог с Ильинцами по этому поводу.

Я постоянно провожу кустовые совещания, на которых делаю акцент на том, что закон требует перерабатывать мусор. И чиновники на местах начинают задумываться, как им выгодно – самим перерабатывать или заключать соглашения с соседями.

Ранее мы предполагали, что такой межрайонный перерабатывающий завод можно было бы сделать один на Калиновский, Казатинский и Хмельникский районы. Пока мы пришли к тому, чтобы строился такой объект в каждом городе. И каждый из них будет обслуживать весь свой район.

Кстати, подобная сортировочная станция уже запущена в Мурованных Куриловцах. Уверен, что в этом году войдут в эксплуатацию комплексы в Казатине, Калиновке, Хмельнике и Ильинцах, и начнется проектирование в Немирове, Тульчине и Могилеве-Подольском.

Что касается остальных, то они пусть подумают, посчитают и примут решение, как им выгодней – сооружать у себя в районе такой комплекс или договариваться о сортировке и переработке с соседями.

При этом кто сегодня еще не понял актуальность переработки, через год столкнется с серьезными проблемами, как нарушитель закона. Если пока экологическая инспекция еще делает поблажки, поскольку процесс только стартовал, то в 2019-20 годах санкции будут применяться ко всем и в полной мере.

— Есть интерес к созданию переработки?

— Безусловно. На сегодняшний день отобранная часть сырья отправляется для вторичной переработки преимущественно в другие области. Когда построим завод на Винничине, сможем выпускать товар сами.

Как пример, могу привести винницкое частное предприятие «Руслана», где из отходов делают люки, решетки и водосточные трубы. Его продукцию покупают партнеры из Польши, Чехии и других стран. Но пока якобы на это предприятие ежемесячно завозится по 300 тонн пластикового вторсырья из-за границы. А ведь у нас есть свое…

— Ваша работа, как заместителя губернатора, отвечающего за коммунхоз и дороги, абсолютно не связана с политической составляющей. Насколько ощущается предвзятая критика этой сферы именно политиками?

— К сожалению, их критика не помогает. Мешают ли они? Скажу непопулярной фразой: «а караван идет»… Каждый на своем месте должен выполнять свою работу. Мне кажется, что уже все понимают, что если в любой сфере будет преобладать политический популизм, то никто не выиграет. Не важно, кто в какой партии состоит, я считаю, что если ты живешь на винницкой земле и хочешь сделать ее лучше, то берешь и делаешь.

Игорь ЗАИКОВАТЫЙ

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Профнастил для изготовления заборов Под Донецком бои. В городе террористы устроили большой переполох В СБУ заявили о подготовке из России погромов в храмах Московского патриархата На Донбассе дома горят уже десятками Морпехи ВСУ разбили подразделение ДНР и захватили трофеи

Лента публикаций