Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)
Настенная живопись красками по сырой штукатурке называется фреской. Данное слово происходит от итальянского слова, которое переводится, как «свежий». На данный момент, это далеко не самая популярная идея для оформления интерьера, куда чаще применяется роспись по сухим стенам.
Сухой метод росписи дает возможность работать без жестких рамок во времени, нетребовательная к основанию, а самое главное – может быть сделана человеком, который не имеет квалификацию художника, по шаблонам. А вот с фресками такой подход не подойдет.
Искусство в виде росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Такой метод стал популярным за счет дешевых красок, которые делают из местного сырья минерального типа и разводится водой. В Риме живопись фрескового типа украшала дома богатых людей, а также общественные здания, и пример подобных работ можно увидеть в Геркулануме и Помпее, где живопись прекрасно сохранилась благодаря Везувию, который стоит рядом – города были засыпаны посредством пепла в самом начале нашей эры.
Свое развитие фреска получилась еще в средние века, где она смогла стать непременным атрибутом храмов. Особенно прославились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа мастера. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом – подобная роспись была почти вечной, потому что краска впиталась в поверхность штукатурки и схватывалась вместе с ней. При просыхании она начинала немного блекнуть, но это компенсировалось главным назначением фрески – она была проведена в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалась на определенном расстоянии от него. Живопись по сыром штукатурном слое господствовала в храмах вплоть до 18 века, и постепенно вытеснялась остальными видами оформления интерьера.
Штукатурка известкового типа, состоящая из гашеной извести, а также песка, будет нанесена на поверхность стен в несколько слоев, верхний из которых и будет покрыт живописью. Краска для фресок водорастворимые, и их делают на казеиновой, известковой или даже силикатной основе. При нанесении на поверхность сырой штукатурки они начинают впитываться в нее и по мере схватывания раствора в нем остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии такой процесс будет выглядеть следующим методом:
Фреска может стать одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы сможете снимать и переводить в иное место, а вот со стеновой росписью так не выйдет. Изначально все монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью общего комплекса. Может быть, что это грубо сказано по отношению к работам художника, но фреска в квартире станет обоям или окрашиванию альтернативой, но лишь с более высокой ценой.
Перед тем, как решиться на подобное украшение ваших поверхностей стен (или потолка, если высота позволит), следует продумать композицию, которую вы тут разместите. Лучше постараться проконсультироваться по такому поводу со специалистом. Все дело в том, что понравившаяся вам картинка может и вовсе не вписываться в ваш интерьер. То, что прекрасно смотрится под куполом соборов, вовсе не подойдет для украшения стен в хрущевках. Еще один момент в живописи по сырой штукатурке, о котором важно предупредить – это квалификация. Чаще всего современные мастера-художники не имеют навыков штукатурных работ, а у самих мастеров часто плохи дела с художественными талантами. Мастера средних веков владели и первым, и вторым, и так им было проще.
У вас есть два выхода для создавшего положения:
Есть и еще одно весьма важное предупреждение – если у вас нет особых знаний о свойствах лакокрасочных составов, световой тени, композиции, и в целом художественных навыков, не следует начинать учиться именно на фреске. Поверье, это совсем не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамы схватывания слоев штукатурки, и, скорее всего, испортите и стеновые поверхности, и материал. Следует оценивать свои возможности реально.
Живопись по штукатурке посредством водяных красок сделан из двух этапов – штукатурных работ, а еще росписи. При этом оба процесса будут накладываться друг на друга. По этой причине каждый этап следует рассматривать подробно. Фреска делается по самому популярному в советское время покрытию штукатурки – известково-песчаному раствору. Этот раствор будет разводиться в пропорциях 2 к 8, где 2 – это гашеная известь, а 8 это песок. Финишные слои разводит в пропорции 2 к 5, и вместо песка стоит применять порошок, сделанный из кирпичного порошка.
Применение извести низкого качества под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и большого количеств примесей она будет давать высол, из-за которого может отставать от стеновых поверхностей и образовывать некрасивые потеки на поверхностях слоя штукатурки, а то и вовсе начинает расслаиваться. Ранее художники старались тщательно перемолоть известь и перемешать, добиться идеального погашения. На данный момент есть возможность приобрести чистую известь и начать гасить ее дома, а если для этого нет места – приобрести пушонку. Песок для раствора обязательно должен быть чистым, без примесей. Оптимальным вариантом будет речной песок. Песок лучше просеивать через мелкое ситечко – в отличие от растворов кладки, штукатурные обожают мелкофракционный песок, и растворы на нем будут более пластичные. Если вам будет жалко времени, то стоит сделать просеивание хотя бы на верхних слоях.
Процесс оштукатуривания выполняется в три этапа:
Идет речь минимум о трех слоях. Максимальное число может достичь семи, и для известковых растворов крайне важно. При нанесении слоя больше 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, и потому следует заранее оценивать кривизну ваших стен, и может быть, потребуются дополнительные наметы.
Самым лучшим основанием для растворов известкового типа является стена кирпичного типа, и немного хуже бетонная. Если ваши поверхности стен оклеены посредством обоев, то их следует снимать, равно как и слоя старого штукатурного типа, а особенно если она будет плохо держаться. Кривые стены следует армировать. Для этой цели может идеально подойти штукатурная сетка, и при этом под фреску лучше применять изделия, выполненные из полимерного материала. Ранее мастера в нижние слои замешивали солому, а в верхние льняные волокна. На данный момент в них нет необходимости, но укрепление очень толстого слоя будет крайне важно.
Раствор для слоя укрывного типа делают более жидким, и в роли заполнителя применяют мелкий песок или даже тертые кирпичи. Последний вариант предпочтительнее, потому что прекрасно задерживает влагу, которая так важная для полноценного схватывания раствора. Сам по себе слой небольшой, не более 0.2-0.5 см, и наносят его посредством терки.
Обратите внимание, что за один прием для фресковой живописи наносят столько укрывного слоя, сколько вы в состоянии покрывать фреской. По этой причине производительность труда лучше определять заранее. Опытный мастер в день будет расписывать от 6 до 9 квадратных метров, но это будет зависеть от подобранной композиции. Внимание к деталям резко уменьшает производительность.
Так как известковый раствор имеет щелочную реакцию, при замешивании красок нужно пигменты, устойчивые к щелочам. К ним можно отнести следующее охру, киноварь, оксид хрома, ультрамарин, мумия, сажа, перекись марганца, железный сурик, лимонный, умбру, сиену, бордо, оранжевый и алый. На данный момент таких пигментов куда больше, но при покупке всегда следует учесть пару факторов – растворимость в воде и устойчивость к щелочным средствам. Невнимание к щелочам может обернуться и изменением цветов, и идеальным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как в дальнейшем будет вести себя пигмент, можно порекомендовать испытывать его. Для этого его важно развести в том составе, которым желаете работать (вода и известь, казеин и известь, вода), и нанесите на предварительно заготовленный штукатурный кусок. Если вы новичок, следует проделать это со всеми пигментами. Краску важно развести негусто, и при нанесении следует использовать мягкую кисточку.
Если вы будете расписывать стены в первый раз, есть смысл заготавливать шаблон на бумажной поверхности в натуральный размер. Его прикладывают к стенам и иголками протыкают контуры главных фигур, чтобы получать отпечаток на штукатурном слое. После этого контуры можно начать обводить, и лучше приступить к работам со светлых переходов, а после постепенно идти к черным. Прекрасным вариантом будет послойное нанесение, давая финишному цвету лучше проявлять себя. Светлые участки можно выбеливать разведенной известью гашеного типа, и лишь после приступать к нанесению основных цветов. В конце рабочего дня незаполненную росписью штукатурку нужно разрезать наискось посредством канцелярского ножа на толщину слоя укрывного типа, чтобы в дальнейшем слой был незаметным.
Для живописи по сырой штукатурке снаружи прекрасно подойдут краски на базе жидкого стекла. Их разводят на палитре, а в роли укрывного слоя под них идеально подойдет раствор 2 к 8, в котором 2 меры извести и 8 мер пепла. Это горная пористая порода прекрасно впитывает лакокрасочный составы, и при контакте с известью жидкое стекло даст более устойчивую, а еще нерастворимую субстанцию куда прочнее фрески. Если вы взвесили все плюсы и минусы, и решились на фреску в доме, то подойти к процессу следует не так, как к станковой композиции. Хорошие фрески будут создавать настроение на расстоянии, и мелкие детали на них расписывать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделять внимание цветам, контурам, световым теням, потому что именно от них будет зависеть, впишется ли фреска в интерьер жилья или нет.